Леонид Калашников: в лондонских беспорядках не стоит искать политической подоплеки

Комментирует Леонид Калашников,

первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам

Лондонские «низы» зажигают

Лондонские «низы» зажигают
Британская столица вновь охвачена беспорядками. Они возобновились в понедельник, после того как в субботу полиции удалось справиться с агрессивной толпой, сжегшей несколько машин стражей порядка и даже символ Лондона — двухэтажный автобус.
8 августа 2011
На сей раз улицы северного района Тоттенхэм с утра оказались усеяны битым стеклом и обломками кирпичей. Уже вторую ночь подряд местная молодеешь, в основном безработная, используя в качестве предлога убийство в четверг полицейскими 29-летнего смуглокожего жителя Майка Даггана, устраивает бесчинства и грабит сожженные магазины.

Сообщается, что у Даггана не было ранее проблем с законом, но в данном случае он был вооружен и едва не убил одного из правоохранителей — пуля попала в рацию. После гибели Майка его друзья ждали, по их словам, реакции властей три дня, а затем взялись за бутылки с бензином и камни. Полиция же утверждает, что не могла предугадать силу стихийных выступлений. Причем поводом к их началу послужило якобы жестокое обращение «томми» с 16-летней девушкой, которая (что характерно) после вопроса к стражам порядка внезапно бросила в них камень, а в ответ получила удар дубинкой. На этот удар и среагировала толпа, начав крушить все подряд.

Более того, через Интернет (явно из подражания египетским выступлениям) распространялись призывы к уличным акциям, но в отличие от социально-политической окраски этих акций в странах Магриба лондонские «низы» хвастались в «Твиттере» и других блогах своими мародерскими подвигами.

Вторая волна беспорядков нанесла полицейским еще больший урон — 29 из них были ранены. При этом подчеркивается, что агрессия исходила от молодых активистов нескольких бандитских кланов. В целом погромы, по свидетельству чиновников, оказались наиболее жестокими за последние годы. Около пятидесяти нападавших арестованы, и задержания продолжаются.

Как считает первый зампред комитета Государственной думы по международным делам Леонид Калашников, в лондонских событиях, конечно же, присутствует фактор межнациональных отношений — при всей его условности. До Великобритании докатилась волна похожих выступлений в Германии, Бельгии, Франции и в Нидерландах. Так что проблема исчерпанности мультикультуральной модели — первой это признала канцлер ФРГ Ангела Меркель — в полный рост встала и перед правительством Соединенного Королевства. «Нельзя же закрыть глаза на то, что в событиях главными действующими лицами стали британцы максимум первого поколения — дети эмигрантов, сохраняющие свою национальную идентичность, не вписавшиеся в местное общество», — отмечает собеседник «Особой буквы».

Вместе с тем эксперт уверен, что власть, и в частности ее силовой сегмент, обязана действовать во имя закона, невзирая на расовое и национальное происхождение нарушителей порядка. Иначе британцы могут спросить: «А для чего мы вас тогда выбирали?» Тем более на этом всплеске «протеста», выливающемся на улицы, начинают играть определенные политические силы, чья цель — используя людей в качестве расходного материала, состричь как можно больше купонов с хаоса.

«Проблема все-таки не делится на социальную и межнациональную, — уточняет депутат, — она гражданская в целом, ведь бунтовщики тоже являются гражданами страны, а коренные или не коренные — не суть важно».

Искать политическую подоплеку в бандитизме не стоит, уверен Леонид Калашников, и тем более проводить аналогии с российской ситуацией. Все-таки убитый парень принадлежал к гангстерскому или мафиозному клану, да еще покусился на жизнь стража порядка. Те же американские «копы», к примеру, входят в дом с оружием наготове — стоит лишь повести оружием в их сторону, как раздастся выстрел без предупреждения. Так произошло, видимо, и тут.

 

Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов