Пять лет со дня смерти Анны Политковской: ответа на вопрос, кто заказчик убийства, по-прежнему нет

Комментирует Андрей Пионтковский,

политолог

Следствие боится поминать имя заказчика всуе

Следствие боится поминать имя заказчика всуе
Предъявление обвинения предполагаемому организатору убийства Анны Политковской уроженцу Чечни Лом-Али Гайтукавеу отложено на более поздний срок. От назначенного государственного адвоката подследственный отказался.
7 октября 2011
В пятилетнюю годовщину смерти журналистки «Новой газеты» Главное следственное управление Следственного комитета России объявило о том, что установлен организатор убийства Анны Политковской. Это Лом-Али Гайтукаев, чеченский криминальный авторитет, «засветившийся» в деле о «чеченских авизо». В пятницу следствие планировало предъявить ему официальное обвинение, но так как он отказался от назначенного адвоката, объявив, что будет ждать, пока родственники подберут ему другого защитника, это будет сделано позже. В любом случае круг причастных к убийству вырисовывается все более четко. Следствию ясны организаторы, осуществлявшие оперативное управление преступной группой, известно, кто вел слежку за журналисткой и кто нажимал на спусковой крючок. Нет лишь ответа на главный вопрос: кто же заказал убийство?

 

В Москве находится и еще один фигурант дела Политковской — бывший сотрудник московского РУБОПа Сергей Хаджикурбанов. Он отбывает наказание по приговору за вымогательство денег у одного из московских предпринимателей. По версии следствия, именно Хаджикурбанов привлек к убийству журналистки братьев-чеченцев Махмудовых. Дело в том, что в бытность сотрудником МВД Хаджикурбанов курировал информаторов в этнических преступных группировках. Старший из братьев, Рустам, был арестован весной 2011 года в Чечне. Напомним, во время первого суда по делу Анны Политковской Махмудов-старший был в бегах.

Расследование по делу об убийстве Анны Политковской может служить символом современного российского правосудия: за пять лет так и не установлено, кто же оплатил смерть журналистки. Хотя за последний год следствие существенно продвинулось: найдены его непосредственные исполнители и организаторы.

В рамках повторного расследования обвинение было предъявлено бывшему подполковнику милиции Дмитрию Павлюченкову. Примечательно, что во время первого расследования он проходил как секретный свидетель и давал показания против Хаджикурбанова и братьев Махмудовых. Напомним, что на момент убийства Политковской Павлюченков был начальником отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, который занимался наружным наблюдением.

Сергей Соколов, шеф-редактор «Новой газеты», которая все эти годы вела собственное расследование гибели коллеги, уверен, что Павлюченков действительно осведомлен о том, как готовилось преступление. «Не вызывает сомнений и факт его участия в процессе. Это подтверждается и показаниями, которые он дает в отношении реальных фигурантов дела — трех братьев Махмудовых, Курбанова и Духанова», — говорит он.

Скорее всего, второго судебного процесса по делу Политковской долго ждать не придется. Но и Соколов, и другие эксперты считают, что дело в отношении заказчика убийства выделят в отдельное производство, после чего оно и умрет в архивах.

Возможен и другой вариант развития событий, которого опасаются друзья и коллеги убитой журналистки: следствие может предъявить обществу вместо истинного заказчика преступления «назначенного». Уже сами по себе такие предположения говорят об уровне доверия к правоохранительным органам, которые, как и в ряде других уголовных дел по громким убийствам, в лучшем случае охотятся за мелкими исполнителями, но никогда всерьез не берут в оперативную разработку могущественных людей, имеющих и мотивы, и ресурсы для организации таких преступлений.

Комментирует Андрей Пионтковский, политолог

Со дня гибели Анны Политковской прошло уже пять лет. Следствие за это время сделало многое. Были найдены реальные исполнители убийства, и, я думаю, в их виновности ни у кого нет сомнений. Предыдущий процесс закончился оправданием данных людей, но произошло это лишь по причине процессуальных нарушений, допущенных со стороны обвинения. Также установлено, что промежуточными заказчиками были высокопоставленные сотрудники МВД.

Есть один человек, который дал намек на реального организатора убийства уже на второй день после трагедии. Человек этот — Владимир Путин, вошедший в историю со своим гнуснейшим замечанием о том, что смерть, как он приблизительно выразился, этого ничтожнейшего журналистишки, подразумевая Политковскую, принесла больше вреда, чем вся его жизнь.

И действительно, в организации убийства можно заподозрить либо Рамзана Кадырова, который в свое время делал в адрес журналистки множество угрожающих заявлений, либо федеральную структуру во главе с Путиным.

В пользу последней версии говорит то, что чеченцы, участвовавшие в убийстве, и их покровители — жесткие антикадыровцы. Это те чеченцы, которые были на стороне федерального центра, федеральных структур еще со времен первой чеченской войны.

Так что в убийстве может быть замешан либо Путин, либо кто-то из его окружения.

Вообще же гибель Анны Политковской является для чеченцев величайшим позором. Женщину, всю свою жизнь посвятившую спасению несчастных чеченцев, которых убивали, пытали, которых она из этого ада вытаскивала, убили чеченцы же. И здесь не имеет значения, были ли они кадыровцами или сторонниками федеральных структур. Для любого чеченца она должна была быть святой, учитывая ее тяжелую работу по спасению людей.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов