Акции протеста в США и Европе: не только против корпораций, но и против участия НАТО в войне в Ливии

Комментирует Виктор Кременюк,

заместитель директора Института США и Канады РАН

Самолеты НАТО влетели в копеечку

Самолеты НАТО влетели в копеечку
На минувшей неделе в США и Европе прокатились многотысячные акции социального протеста. Но помимо социальных требований демонстранты выдвигали лозунги против участия НАТО в ливийской войне. Они несли плакаты «Stop war!» и фотографии погибших.
17 октября 2011
В мире происходят отнюдь не дежурные малочисленные пикетики «профессиональных несогласных» и не погромы, инициированные этническими мафиозными группировками (на жаргоне леволибералов называемые «борьбой против расизма и фашизма»). На площади и проспекты вышли те, кто работает и платит налоги, и не готов мириться с тем, что за их счет правительства поддерживают банкиров и биржевых спекулянтов. Наряду с социальными требованиями, протестующие хотят знать, зачем НАТО приносит в жертву своих солдат гражданской войне в Ливии.

 

Пожалуй, точнее всех сформулировал информационные странности ливийской войны Александр Сивов. «Странная война — все засекречено. Когда США вторглись в Афганистан, учитывался каждый погибший и раненый, на специализированном сайте можно увидеть потери поименно: кто погиб, где, когда, при каких обстоятельствах. То же и о потерях в Ираке. Пусть даже цифры занижены — тяжелораненых отправляли умирать домой, а потери «частных охранных структур» не учитывались. В Ираке за счет хорошей подготовки и связи попало в плен лишь три американца. Пропавших без вести не было! Каковы потери «коалиции» в Ливии? Сколько сбитых самолетов и вертолетов? Сколько пленных, пропавших без вести, которые есть точно?»

В Ливии, кажется, воплотились тайные страхи натовских стратегов и мрачные фантазии советских реваншистов, двадцать лет мечтавших, чтобы у «проклятого Запада» наконец-то нашла коса на камень. Солдаты Джамахирии, вместо того чтобы разбежаться при первом серьезном натиске «повстанцев», поддерживаемых авиацией Североатлантического альянса, оказывают упорное и совсем не безуспешное сопротивление.

Силу каддафистов ощущают на себе не только воинские формирования «Переходного национального совета», но и бойцы спецназа стран НАТО, которые, по некоторым данным, принимали участие в наземных операциях в Ливии. В том числе в штурме столицы этой страны. Столь масштабные наземные операции не могут проходить без потерь.

Вопрос в том, как командование и национальные правительства отчитаются перед обществом за эти потери: объявят их официально, или же спишут на несчастные случаи, или «раскидают» по «официальным» военным кампаниям, которые Альянс ведет в Ираке и Афганистане.

Комментирует Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН

В Ливии у НАТО людских потерь нет. Там произошло то же, что в Югославии, — раздолбали страну, не потеряв ни одного человека.

Силы НАТО не участвуют в наземных операциях — это во-первых. Во-вторых, при том уровне освещения и гласности, какой мы имеем на Западе, скрыть потери было бы невозможно. Пусть они плохие люди, но не настолько, чтобы жульничать. Это и невозможно — там по десять пар глаз за каждым.

Я доверяю не мнению «среднего человека», хотя бы и западного, а экспертному мнению. А западные специалисты не говорят о людских потерях НАТО в Ливии.

Антивоенные лозунги, звучавшие на демонстрациях по всему миру, имеют другую природу.

Современная война — это в первую очередь огромные затраты. Каждый самолетовылет стоит бешеных денег. В Европе сейчас лишних финансов нет. Они не могут вытащить Грецию, в опасности Испания и Португалия. В то же время огромные средства тратятся на боевые действия. Поэтому люди говорят, что надо обуздать расходы. Возмущение вызывает факт того, что финансовые ресурсы идут не на решение конструктивных задач и на спасение экономики, а на то, чтобы кому-то что-то доказать в Ливии.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Роман Попков