Генпрокуратура предлагает ввести уголовную ответственность за ЧП в космосе

Комментирует Кирилл Кабанов,

председатель Национального антикоррупционного комитета России

За неудачные взлеты будут сажать чиновников

За неудачные взлеты будут сажать чиновников
Стали известны предварительные результаты служебного расследования аварии космических аппаратов «Экспресс-АМ4» и «Прогресс-М-12М».
18 октября 2011
Названы причины катастроф: небрежность работников госпредприятий, подведомственных Роскосмосу, и отсутствие должного контроля со стороны Федерального космического агентства. Генеральная прокуратура РФ предлагает привлечь виновных к дисциплинарной и материальной ответственности, а также дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей за нарушения, приведшие к происшествиям в космической сфере.

Напомним, ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком и спутником «Экспресс-АМ4» стартовала 18 августа 2011 года с космодрома Байконур. И хотя первые четыре включения маршевого двигателя прошли в штатном режиме, в дальнейшем были выявлены проблемы с передачей на Землю телеметрической информации с блока.

Оказалось, что при формировании циклограммы работы «Бриза-М» специалистами был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока в полете и к выведению спутника на нерасчетную орбиту. Проще говоря, космический аппарат был потерян. Если сложить стоимость аппарата и его запуска, то окажется, что российские налогоплательщики потеряли впустую 20 млрд рублей.

Почти через неделю, 24 августа, потерпела крушение ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М». Во время взлета ракеты на участке работы третьей ступени произошло нарушение работы двигательной установки, что привело к ее аварийному отключению. Как выяснилось, у двигателя третьей ступени «Союз-У» РД-0110 имелся производственный дефект — некорректно работал газогенератор.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России, убежден, что введение новых статей в УК поможет разрушить сложившуюся коррупционную схему управления, порождающую преступную халатность. «Что для чиновников важнее — личная и корпоративная выгода или моральная ответственность перед обществом? Ведь реальной уголовной ответственности за нарушения, повлекшие такого рода аварии, не существует. Ну, не получилось, и ладно. Техническая дисциплина производства упала. В советское время каждый узел будущего космического аппарата передавали запечатанным и стерильным, как медицинский инструмент. Сейчас такого отношения нет и в помине. И всегда можно сэкономить на технологии, положив разницу в карман», — говорит он.

Эксперт отмечает и такое явление, как утрату космических амбиций государством и обществом: «Сейчас мы уже не боремся за какие-то международные позиции, хотя когда-то были первыми в космосе. Россия запускает все те же советские аппараты, лишь немного усовершенствованные».

В этих условиях усиление ответственности должностных лиц — единственная мера, которая пусть и не поможет в освоении космоса, но поспособствует сохранению бюджетных рублей. Председатель антикоррупционного комитета выразил несогласие с премьером, который считает, что «если начальник опростоволосился — его не нужно убирать».

«Задача начальника — контролировать процесс, он несет ответственность за своих подчиненных, — убежден Кабанов. — Нецелевое или неэффективное расходование средств, хищение — это преступление. За это нужно в лучшем случае снимать с должности с «волчьим билетом» или сажать. За должностные преступления, повлекшие тяжкие последствия, должна быть особая ответственность», — считает собеседник «Особой буквы».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева