До выступления Пескова вопрос, в чей адрес свистели зрители «Олимпийского», был не более чем одной из обычных локальных московских новостей, к которым очень быстро теряется интерес.
Предметом обсуждения освистание сделали именно те, кто стал доказывать, что его не было. А пространные объяснения пресс-секретаря премьер-министра закрепили историю в первых строчках топа «Яндекса».
Как справедливо заметил один из блогеров, «освистанный Путин мог остаться, как это принято называть, локальным мемом, понятным только тем, кто и без всякого видео знает, что Путин как минимум ест детей. История с освистанием Путина интересна именно этим — не тем, что прошли те времена, когда любое появление нацлидера на публике сопровождалось вполне искренними восторгами, а тем, что на наших глазах практически из ничего материализовался (и не в момент события, а несколько позже!) факт, который навсегда теперь станет частью путинской биографии. Родился в 1952 году, стал президентом в 2000 году, освистан в ноябре 2011-го».
В этой связи вспоминается история с амфорами, которые глава кабинета министров достал со дна морского. Когда об этом уже все забыли, все тот же Дмитрий Песков вдруг заявил, что историческую реликвию Путину подбросили. Хотя это и так было понятно.
Складывается впечатление, что та часть интернет-сообщества, которая без устали педалирует все промахи власти, начинает потихоньку диктовать ей свои правила игры. Трудно себе представить, что английская королева стала бы реагировать на насмешки прессы, — игнорирование порой весьма жестких нападок на Елизавету II и позволяет подданным Ее Величества сохранять к ней неизменное уважение.
Причем оправдывается российская власть отнюдь не за то, что действительно вызывает раздражение народа. Это было бы уместно, например, в случае, когда в Сеть попало видео, где скорая помощь пропускает кортеж Владимира Путина. Здесь речь идет о нравственности поведения премьера в ситуации, когда в неотложке, возможно, умирают больные. Ситуация затрагивает все общество, а не ту ее часть, которая главным в политической жизни страны считает личное отношение зрителей «Олимпийского» к главе правительства.
Виктор Пономаренко, психолог, начальник научного отдела Центральной научно-исследовательской лаборатории психофизиологии и психологии труда
В этой ситуации намешано все сразу. Я уже не первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда пресс-служба Владимира Путина допускает такие ляпсусы. Можно рассмотреть это как чистого вида непрофессионализм.
Так было со знаменитым поцелуем Путиным мальчика в пупок. Зачем нужно было объяснять, что он любит или там ждет внуков и ассоциировал этого мальчика с внуками? А в результате получилось так, что те, кто даже не видел этого эпизода и, более того, не собирался это обсуждать, оказались втянутыми в орбиту этого на самом деле странного порыва.
Теперь та же ситуация с выступлением Путина на этом историческом бою Федора Емельяненко. Во-первых, появление премьера оказалось неуместным, и изначально это показалось мне проколом пиар-службы. Есть правило, которое имеет глубокие психологические корни, — нельзя одновременно пытаться раскручивать две фигуры. Либо вы показываете солиста, либо вы показываете красивый балет. А показав одновременно и солиста, и балет, вы развалите шоу.
В «Олимпийском» героем дня был Федор Емельяненко, появление Владимира Путина рядом с ним на одном ринге, будто бы с благой целью поздравить человека, на самом деле разрушило всю драматургию боя. И освистывали Путина не как политического деятеля, а как человека, который вышел неуместно и не знает правил поведения. Мне кажется, посыл трибун был таким: «Уйди, дай посмотреть на Емельяненко».
Есть такое выражение для игроков азартных игр: «Не за то отец сына бил, что играл, а за то, что отыгрывался». Если ты проиграл, найди в себе мужество уйти. Найди в себе мужество, открой новую страницу в своей жизни и не пытайся объясниться, сделать хорошую мину при плохой игре, не ожесточайся против случившегося. А то получается, что, сжав зубы и позабыв обо всем, человек пытается взять реванш. Ведь это уже даже не пиар-прокол, а чисто человеческий прокол, с точки зрения пресс-секретаря.
В этом ужас нашего времени — непрофессионалы сегодня даже на таком уровне. Они не боятся ничего потерять. Чиновник не боится быть пойманным на взятке, хирург не боится зарезать пациента, пресс-секретарь Путина не боится выставить посмешищем своего патрона. Какой-то кисель вокруг.
Что же касается пиара в его чистом виде, то, как говорила Мадонна, «любой пиар хорош». И то, что Путина освистали, лишний повод посудачить. А когда россияне пойдут голосовать, после очередной информационной волны, то все равно будут выбирать Путина, поскольку по большому счету у нас нет альтернативы.
Был такой случай при Ельцине, когда некий господин, совершенно никому не известный, выставил себя в качестве кандидата в президенты, чтобы была хоть какая-то альтернатива. Так вот, тогда все захлебнулись от хохота. С этой точки зрения Россия находится в горестно-смешном положении, и мы может сколько угодно негодовать, в кого мы превращаемся, куда мы сползаем, опять один неизменный лидер. Извините, а где та поросль, не просто жаждущая власти, а компетентных правителей? Так вот, у нас нет таких. Поэтому вся наша трагедия в том, что, освистывая Путина и спуская на него всех собак, мы по русской традиции кусаем сами себя
Максим Шевченко, журналист, член Общественной палаты РФ
Я думаю, одна из проблем в том, что наши лидеры — и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин, — которые являются людьми достаточно остроумными и психически мобильными, что они неоднократно доказывали, зачастую видят мир через призму политтехнологической интерпретации этого мира. Иногда свист на стадионе — это просто свист, который не нуждается ни в комментариях, ни в чем-то еще. На месте Путина можно было взять два пальца в рот и свистнуть в ответ, например. Это же бойцовский матч, где свистеть, кричать, топать ногами — это обычная нормальная ситуация.
Поэтому мне представляется, что в этом случае свист для премьер-министра РФ, который всегда себя позиционировал в качестве мужественного, брутального человека, борца-дзюдоиста, скорее не минус, а плюс. Возможно, люди могли таким образом показать, что он является своим человеком, что он не чужой в этом пространстве.
Может быть, тактика пресс-службы Путина именно в том, чтобы еще раз акцентировать внимание на этом свисте как на показателе того, что премьера воспринимают как своего. Не как отстраненный символ власти, в котором нет ничего человеческого, а наоборот. Я думаю, что здесь именно в этом дело — лишний раз подчеркнуть человеческие черты Путина, которые вынуждены скрываться за такими тенетами власти.
Пресс-секретарь является доверенным лицом. Это важнейшая фигура. И мне кажется, пресс-секретарь Владимира Путина Песков справляется с этой ролью на пять с плюсом. Он человек коммуникабельный, обаятельный, светский.
Также Песков сын дипломата и востоковеда. Я знаю его отца, который был послом в Палестине и Пакистане. Песков себя ведет как дипломат, умеет найти подход к любому человеку, в нем нет силовой составляющей или какого-то такого либерализма, поэтому он является в какой-то мере идеальным пресс-спикером для такого лидера, как Владимир Путин.
К Пескову в этом деле нет ни малейших вопросов: я не думаю, что такие вещи, как пресс-конференция в связи с «освистыванием» премьера, делаются в индивидуальном порядке без согласования.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Елена Славолюбова, Александр Газов