Акция протеста на Чистых прудах настолько напугала власти, что они решили стянуть в Москву войска

Комментирует Александр Нагорный,

политолог, заместитель главного редактора газеты «Завтра»

Выборы закончились протестами и арестами

Выборы закончились протестами и арестами
Благодаря вчерашнему задержанию полицией Алексей Навальный приобрел то, чего ему не хватало для становления в качестве неофициального лидера несистемной оппозиции, — ореол уличного борца.
6 декабря 2011
Вечером 5 декабря в Москве на Чистых прудах состоялась одна из самых массовых акций оппозиции за последние годы — в знак протеста против фальсификаций итогов выборов в Госдуму на улицу вышли, по разным данным, от 4 до 10 тыс. человек. Были задержаны сотни протестующих, в том числе Алексей Навальный и Илья Яшин.

 

Коммунисты 5 декабря также провели митинг протеста против подтасовок на выборах. В Новопушкинском сквере собрались несколько тысяч человек. Поблагодарив собравшихся за активное участие в выборах, лидеры коммунистов огласили предварительные итоги голосования. Одобрительными возгласами собравшихся было встречено сообщение о высоком результате КПРФ и криками «Путина — в отставку!» — слова про 49,46 процента «Единой России». Руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе Андрей Клычков обратился к собравшимся: «Я не знаю, голосовал ли кто-нибудь у нас в стране за единороссов! За них голосовали «карусельщики», за них голосовали машины по обработке бюллетеней!»

Даже если принять в качестве реальной цифры явки самую низкую — 4 тысяч, в любом случае это огромное количество народа. В последние годы несистемной оппозиции редко удавалось добиться такого успеха — на той же Триумфальной площади, где проходят акции в защиту 31-й статьи Конституции, число протестующих не превышает двух-трех сотен, а на пике популярности «Стратегии-31» летом прошлого года на Маяковку вышло около 1,5 тыс. человек.

Секрет успеха вчерашнего мероприятия заключается в том, что заявленный и согласованный властями митинг «Солидарности» на Чистых прудах стал единственной легальной площадкой, куда гражданам можно было явиться и выразить свой протест по поводу масштабных фальсификаций на выборах в Госдуму. Как мы можем убедиться, людей эта тема волнует гораздо больше, чем проблематика неисполнения отдельных статей Основного закона, Химкинский лес и точечные застройки. Потенциал протестной активности в обществе достаточно высок, но он требует стоящего повода. Точка приложения усилий для масс должна быть понятной и значимой.

На митинге выступали оппозиционные лидеры, которые придерживались накануне выборов разных точек зрения относительно голосования. Например, идеолог проекта «Нах-Нах» Борис Немцов призывал портить бюллетени, а восходящая звезда российской политики Алексей Навальный отстаивал необходимость голосования за любую партию, кроме «Единой России». Но в этот вечер все были едины в неприятии итогов выборов — никто не верил, что партия власти реально способна набрать 49 процентов голосов.

После окончания митинга часть протестующих предприняла попытку прорваться через кордоны полиции к Лубянке, около 300 человек в ходе столкновений были задержаны, многие до сих пор находятся в ОВД.

Среди задержанных — Навальный. Можно сказать, что это очередной его звездный час. По сути, единственное, чего не хватало Навальному для статуса фактического лидера оппозиции, — это ореол мученичества. После вчерашнего задержания, ночи, проведенной в камере, и сегодняшнего суда, который наверняка будет несправедливым, политический портрет Навального дополнился этим важнейшим штрихом.

Часть оппозиционных активистов, окрыленных успехом, уже рассылают через «Фейсбук» приглашения на новую, уже несанкционированную акцию — сегодня в 19.00 на Триумфальной площади. Впрочем, такое продолжение не представляется разумным: большинство граждан все же неспособно поддерживать «протестный градус» на уровне кипения несколько дней подряд. На Маяковку, скорее всего, явятся уже не тысячи, а привычные сотни — в основном «профессиональные несогласные», активисты оппозиционных движений.

Вероятно, вчерашний массовый протест в Москве напугал власть не меньше, чем неутешительные для нее итоги выборов. Для перестраховки в центр Москвы уже стягиваются подразделения внутренних войск.

Оппозиционные политики Геннадий Гудков и Сергей Митрохин жестко осудили действия властей по разгону акции протеста. Гудков уверен, что полицию делают «заложником», а на самом деле многие сотрудники МВД солидарны с протестующими. Митрохин выразил уверенность в том, что действия силовиков по разгону митинга и сегодняшнее введение в столицу войск — это «признаки агонии».

Комментирует Александр Нагорный, политолог, заместитель главного редактора газеты «Завтра»

Безусловно, этот митинг имеет огромное значение, прежде всего потому, что заостряет внимание на тех искажениях, которые были и во время избирательной кампании, и фабрикациях, происходящих в ходе подсчета голосов и самого голосования в Госдуму.

Также роль данной акции связана с тем, что впервые наиболее активной частью был так называемый средний класс — молодые образованные люди. Это показывает, что власть фактически своими действиями добилась отчуждения как от либеральной среды, так и от консервативно-патриотической. И в этом смысле значение этого митинга состоит в том, что летом 2012 года, когда начнется резкое увеличение цен на все и вся, а также будут введены налоги на недвижимость, к этому ядру присоединятся такие круги трудящихся и обывателей. И я думаю, что власть окажется в очень тяжелом положении.

Власть фальсифицировала и прошлые выборы, но попытки судиться ничего не принесли. В этом же году нарушения были конкретными и во многих случаях фальсификаторы схвачены за руку. Протесты по этому поводу многое меняют, поскольку возникает эффект «арабской весны», то есть эффект улицы. И страшно это для власти, потому что Запад на это смотрит позитивно, при этом все капиталы нынешней верхушки находятся именно в западных банках. Отсюда и большая тревога, которая царит в Кремле.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Елена Славолюбова, Александр Газов