Как 10 декабря протестовала российская провинция

Федор КАЛАЕВ,

«Особая буква»

Болотная Федерация

Болотная Федерация
Народ пришел сказать, что он думает о своей власти, и это было совсем не объяснение в любви.
12 декабря 2011
Количество избирателей в Москве, согласно приведенной на сайте Мосизбиркома статистике, составляет 7 056 093 человек. На Болотную площадь в минувшую субботу пришло порядка 70 тысяч. Это значит, протестными настроениями охвачен минимум 1 процент взрослого населения города, где фальсификации на выборах достигали невиданного прежде размаха. В столице Республики Карелия городе Петрозаводске сегодня насчитывается 210 тыс. избирателей. На воскресный пикет против сфабрикованных результатов голосования, по усредненным оценкам, вышло порядка 500 горожан. То есть участие в акции приняло примерно 0,25 процента электората. Каково это для города, в котором массовых нарушений замечено не было?..

 

10 декабря вместе с Петрозаводском против фальсификаций на выборах протестовали не только российская провинция, но и задворки Европы. Россия встала на дыбы от Владивостока до Выборга — более чем в 80 городах. А согласно данным, опубликованным «Коммерсантом», акции протеста прошли во многих странах мира. Причем это были не только крупные центры типа Парижа, Токио и Нью-Йорка, но и вполне себе захолустье — Лион, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Монреаль и даже Лимассол. Это до какой степени надо обнаглеть, чтобы заставить протестовать Лимассол?..

Для начала я хочу принести свои извинения землякам-карелам. Все последние годы я искренне считал их абсолютно индифферентными, ограниченными, недалекими дачниками, которым ничего в жизни не надо, кроме машины, огорода и отпуска в Турции. Но увиденное 10 декабря на «пятачке» перед правительством республики вернуло мне веру в то, что все-таки духовное превалирует над материальным. Народ пришел сказать, что он думает о своей власти, и это было совсем не объяснение в любви.

Я уже писал, что наша Карелия стала одним из рекордсменов по протестному голосованию. Лишь 32 процента жителей республики высказались в поддержку «ЕдРа» на выборах в Думу. Власти повели себя весьма предусмотрительно: никаких грубых нарушений зафиксировано не было, наблюдателей никто не удалял, вбросов не устраивал. Голоса скупались всеми кандидатами примерно с одинаковой интенсивностью. То есть протестовать жителям Петрозаводска было вроде как и ни к чему — претензий нет. Тем не менее, когда в социальных сетях начали создаваться группы, координирующие проведение пикета, свое желание принять в нем участие высказали порядка двух тысяч человек.

Сказать, что местные власти перепугались, — значит не сказать ничего. От испуга они вдруг перестали слушать то, что им бубнят кураторы из Москвы, и начали действовать на свой страх и риск. Вернее, бездействовать. И это привело к тому, что пикет прошел без мало-мальски заметных инцидентов.

Ожидавшееся событие было усложнено несколькими факторами. Во-первых, столь массовых выступлений горожан в Петрозаводске не было с августа 91-го — то есть 20 лет. Как народ себя поведет, спрогнозировать никто не мог. Во-вторых, тень кондопожских событий все еще лежит на Карелии, и их возможное повторение было бы чревато для руководства республики самыми серьезными «люлями» в их жизни. Третий момент — мероприятие было заявлено как пикет на 200 человек, и как себя вести, если он превратится в стихийный митинг, силовики понятия не имели. Разгонять народ дубьем никому бы в голову точно не пришло — все друг друга знают. Решения были найдены самым простым способом — коллегиально.

Во-первых, мероприятие было деполитизировано. Хотя организаторами объявили себя коммунисты, пришли представители самых разных движений, а больше всего — просто горожане, которые никогда раньше не принимали участия в протестах.

Вот самое характерное мнение: «Я пришел сюда, потому что мне понравилось одно из приглашений на эту акцию с изображением Махатмы Ганди, где говорилось, что вместе, опираясь на здравый смысл, без какого-то ни было насилия мы можем что-то изменить в нашей жизни», — рассказал один из участников пикета, представитель малого бизнеса Александр Дворжицкий. По его словам, он решил принять участие в акции протеста, потому что устал терпеть в стране воровство и коррупцию».

Во-вторых, охрану общественного порядка пикетчики взяли на себя. Среди толпы, рука об руку с ребятами в штатском, бродили молодые люди с беджиками, внимательно следившие за тем, чтобы «никто и никогда».

В-третьих, представители «Единой России» не стали проводить никаких альтернативных мероприятий, что они обожают делать, особенно с привлечением молодежи. То есть направить агрессию было не на кого.

Конечно, полицейских было очень много, в форме и без. Вели они себя предельно корректно, и в основном их работа была связана с обеспечением прохода по тротуару для тех, кто в акции участия не принимает. Через час после начала двухчасового пикета стражи порядка поняли, что бояться вроде нечего, повеселели, закурили и начали делиться со знакомыми репортерами последними аполитичными сплетнями из жизни внутренних органов.

Радикальная карельская молодежь в количестве полутора человек о себе все-таки заявила. Прикрыв лица шарфами и развернув транспаранты «Нечестные выборы — незаконная власть», молодые анархисты периодически оглашали окрестности речовками типа «Даешь честные выборы!» и «Путин — лыжи, Магадан». Учитывая, что самой крупной за последние годы диверсией, совершенной петрозаводскими анархистами, стала кража килограмма сахара из гастронома, полицейские не стали обращать на них внимания.

На пике количество пикетчиков насчитывалось примерно человек в 500, причем добрую десятину составляли зеваки, проходившие мимо и остановившиеся поглазеть на происходящее. Все проходило ровно, задорно, беззлобно.

И зародилась у меня мысль: а ведь если бы правящая элита вела себя так, как вели себя во время протестной акции карельские власти, — никаких неприятностей у нее бы не было. Оппозиции давали бы спокойно спускать пар и делали бы свое нехитрое дело — пилили, таскали, прятали.

Но потом я эту мысль от себя отогнал, ибо ясно: если бы правящая ныне партия вела бы себя иначе, она не была бы самой собой. То есть только благодаря своей наглости, нахрапистости и отсутствию чувства самосохранения «едросы» и могли прийти к власти. Сейчас они уже вопят о «ребрендинге», но это все ерунда. Они могут поменять медведя на барсука, синий на салатовый, а Чурова на Шнурова — ничем это им не поможет, пока при них остаются их методы — шантаж, запугивание, подкуп. А если они от всего этого откажутся — как же они будут-то? Жить-то на что?..

Сейчас в группах идет активное обсуждение прошедшего пикета. Абсолютное большинство мнений сходятся:

«Получил громадное удовольствие, что Мы стали превращаться в настоящее гражданское общество, с мнением которого будет считаться любая власть! Мы становимся еще взрослее и мудрее! Главное — это то, что группа смогла сплотить и вывести людей!»

«…Я окончательно убежден и без ленточек, что подавляющее большинство моих соотечественников против медвепутов и что у нас есть люди, которым не все равно. Но показать это стоит. Есть и другой момент — надо приучать людей хоть что-то делать для улучшения своей жизни. Если не пойти на митинг или добиваться своих прав в суде, то хотя бы повязать ленту в знак несогласия. Согласитесь, даже это достижение для народа, который всю свою историю в туалет по разрешению начальника ходил».

«Мне очень понравилось :-) Надо в следующий раз сделать больше плакатов и активнее скандировать, но для Петрозаводска сегодняшний пикет был первым серьезным шагом к гражданскому обществу. Услышать «Путин вор» на улице Птз было просто незабываемо!!!»

На 18-е число уже планируется провести новую акцию — на этот раз митинг. А что будет после, даже и предположить трудно. Но правоохранительные органы республики уже не особо фокусируют внимание на политике. Вот накануне митинга в Прионежском районе трех поросят украли — это да. И ведь раскрыли!

 

Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов