Подводим итоги 2011 года

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей», специально для «Особой буквы»

Есть что забыть и есть на что надеяться

Есть что забыть и есть на что надеяться
В 2011 году мы не были хорошими. Если бы Дед Мороз решал, дарить ли подарок стране в целом, то нам бы, скорее всего, не досталось. Можно обвинить во всех бедах власть, но это будет неверно и слишком просто. Все это мы! Такие уж есть.
30 декабря 2011
В СМИ есть такой термин — «консервы». Это информация, которая заготавливается загодя, укладывается штабелями «на полку» и потом используется по мере необходимости для насыщения информационных ресурсов в «голодные времена». На радиостанции «Русская служба новостей», где я и тружусь основное время, такой запас тоже делается. Как раз на период новогодних каникул, когда и с новостями туго, и спикеров в эфир не дозовешься. Наша заготовка «консервов» начинается где-то в конце ноября, и второй год подряд половина из них приходит в негодность еще до того, как выйдет в эфир. Так уж получается, что второй год подряд главные новости приходят в самом конце 12-месячного цикла и становятся определяющими на многие месяцы вперед.

2011 год мы встретили, пережевывая, переживая и осознавая события декабря 2010-го. Убийство Егора Свиридова, волна протестных выступлений с требованием справедливости, Манежная площадь, люди, скрывающие свои лица под масками... Прошел год. Выборы, волна протестных выступлений с требованием справедливости, Болотная площадь, проспект Сахарова и люди... которые под масками своих лиц уже не скрывают. Круг замкнулся. Как год встретили, так его и провожаем.

Между этими событиями уместилось много чего еще, что меняло нас, заставляло думать, надеяться, переживать. Удивительно, но если посмотреть на произошедшее, то мы как будто бы те же, а когда пытаешься все это осмыслить, то как будто бы и изменились.

В 2011 году мы не были хорошими. Если бы Дед Мороз решал, дарить ли подарок стране в целом, то нам бы, скорее всего, не досталось. И на то есть причины...

Нам по-прежнему плевать на собственную безопасность и зачастую на своих ближних

24 января произошел теракт в аэропорту Домодедово. 37 человек погибли, 180 ранены.

20 июня под Петрозаводском разбился самолет Ту-134. 47 человек погибли, 5 ранены.

10 июля на Волге затонул теплоход «Булгария». 122 человека погибли, 79 спасли.

7 сентября под Ярославлем разбился самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. 44 человека погибли, один выжил.

Здесь я перечислил лишь самые резонансные трагедии, которые уже в энный раз разнеслись в обществе риторическим эхом «Как же это могло произойти?». Нам были даны невнятные ответы и, конечно, сделаны «соответствующие выводы». Уверенности в завтрашнем дне это не прибавило.

Нас снова поразили таксисты, которые взвинтили цены за поездку из Домодедово сразу после теракта; нас удивили рассказы о ржавых посудинах, которые ходят по нашим рекам и бороздят воздушное пространство. Но, подчеркну, все это было уже в который раз, и от этого становилось особенно тревожно.

Мы не уберегли то, чем всегда гордились

2011 год стал самым провальным для космической отрасли России. Год 50-летия полета Юрия Гагарина обернулся чуть ли не катастрофой. Из 33 запусков пять не удались.

Самая громкая неудача — несостоявшийся полет к Марсу аппарата «Фобос-Грунт». Проект, над которым работали более 10 лет, останется в истории лишь как свидетельство глубокого кризиса в нашей космической отрасли.

Чтобы уже совсем все стало понятно, 23 декабря из космоса был передан до неприличия очевидный сигнал: спутник «Меридиан», который так и не вышел на орбиту, упал в Новосибирской области, рассыпавшись на куски. Один из обломков угодил в жилой дом на улице Космонавтов.

Мы провалили очередное громкое начинание — реформу МВД

1 марта вступил в силу закон «О полиции». Наши правоохранители стали «профессионалами» и сразу объявили о сокращении и чистке рядов. Для этого была устроена переаттестация, о которой много писалось и говорилось.

Как все это было организовано, сегодня знают уже почти все. В лучшем случае обошлись формальностями и ритуальным экзаменом на знание закона, в худшем — кто-то кому-то заплатил и получил новое звание вместе с новым названием.

Признаюсь, до последнего воздерживался от резких комментариев в адрес реформы МВД, поскольку это только первый этап и выводы делать рано...

Однако в конце года можно уже сказать смело: обделались. С первым этапом обделались точно.

Мы так и не научились выбирать и организовывать выборы

Я сейчас не про 4 декабря, это стало понятно гораздо раньше! 26 февраля страна выбирала талисман Олимпийских игр в Сочи. Официально победили: Леопард, Белый Медведь и Зайка, неофициально — державная лягушка Зойч.

В этой избирательной кампании «плюшевых игрушек» снимали кандидатов, устраивали интриги, жаловались на фальсификацию результатов. В прозрачность процедуры мало кто поверил, в итоговом результате сильно усомнились.

Кстати, Чуров к этим выборам не имел никакого отношения! Чего же можно было ожидать от выборов в Госдуму? Чего тогда ждать от президентских выборов?

Мы оказались дико невнятными для всего мира в нашей внешней политике

«Арабская весна», Ливия, Сирия. Российский МИД, наши политики, руководители государства комментировали эти события таким образом, что сами граждане не поняли, так мы «за» или «против», Каддафи нужно было отстранять от власти в Ливии или это было исключительно внутренним делом ливийского народа?

Впрочем, наша внешняя политика всего лишь отражала процессы внутри РФ. Единства мнений и близко не наблюдалось, скорее, это напоминало раскол.

В довершение ко всему власти Таджикистана посадили наших летчиков по обвинениям в контрабанде, и только тогда мы узнали, что внешняя политика у нас есть. Только не все разобрались, почему главными орудиями российской дипломатической борьбы выступили Роспотребнадзор во главе с Онищенко и Федеральная миграционная служба.

Конечно, список того, за что нам не видать сладкого, можно еще продолжать и продолжать

Тоскливо от безальтернативности в политике, от разобщенности, от всеобщей атмосферы недоверия и неверия.

Можно обвинить во всех бедах власть, но это будет неверно и слишком просто. Все это мы! Такие уж есть. Если взять по отдельности, то в большинстве рассудительные, хорошие добрые граждане. В целом как-то так получается... Но!

И мужики из Сагры, отстоявшие свою деревню с оружием в руках, — это тоже мы, и «синие ведерки», которые в 2011 году одержали несколько блестящих побед над чиновниками и хамами на дорогах, и граждане, вышедшие на Болотную площадь и проспект Сахарова, — тоже все мы.

В общем, есть что забыть, есть на что надеяться и есть от чего отталкиваться в 2012-м.

Что из этого получится? Посмотрим через 12 месяцев.

С наступающим! Ага.

 

Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов