Блиц-интервью с психологом Виктором Пономаренко: кто, как и за что протестовал 10 и 24 декабря

Виктор ПОНОМАРЕНКО,

психолог

Каждый на своем уровне пытается решать вопросы своего жизнеобеспечения

Каждый на своем уровне пытается решать вопросы своего жизнеобеспечения
Жизнь в РФ в следующие пять лет только ухудшится — в этом уверены 42 процента экономически активных россиян. Таковы результаты соцопроса экспертов Исследовательского центра портала Superjob.
11 января 2012
«Городская буржуазия» убеждена, что главными угрозами для страны являются монополизация производства, упадок сельского хозяйства, ухудшение уровня образования, моральная деградация общества, а как следствие — недовольство властью. По мнению наших сограждан, пока не произойдет серьезных трансформаций в высшем руководстве страны, изменений к лучшему ждать не приходится.

— Опрос Superjob отражает позицию экономически активных россиян и их восприятие ситуации в стране. Кого можно отнести к их числу и чем характеризуется эта социальная группа?

Эта группа характеризуется наличием работы, как правило, в крупных городах России, где довольно интенсивно идет экономическая жизнь, и, конечно же, уровнем доходов. В этом смысле сегодняшний россиянин среднего класса — это молодой, энергичный, активный, нацеленный на будущее человек, и он мало чем отличается от того же европейца. Поэтому у людей такого склада рождаются и широкие аппетиты, и амбиции, может быть, выходящие за рамки социально-экономических возможностей России.

Стоит отметить, что РФ остается по целому ряду показателей развивающейся страной. Конечно, развитие идет не высокими темпами, но надо нам набраться терпения и трудится по-настоящему.

Кстати, по данным некоторых социологических опросов, та же самая группа людей — порядка 40 процентов — не связывает свое будущее с Россией. Мне кажется, у них срабатывает один из психологических механизмов — то есть такая пессимистическая оценка родины отчасти возникает из-за того, что люди уже решили уехать.

— Восприятие реальности экономически активными гражданами отличается от восприятия реальности представителями других слоев населения? Как этим самым другим гражданам видится происходящее в России?

Другие слои — это люди, которые не имеют больших доходов, быстрых темпов жизни. Они долгие годы привыкли планировать от достигнутого и развиваться небольшими подвижками вперед. И если сегодня для человека невысокого уровня дохода вполне реально обеспечение неплохого стола — это уже радость; если есть возможность откладывать на отечественный автомобиль — это тоже радость. Что говорить, сейчас даже пенсионеры живут лучше, чем во времена Ельцина. Эти слои общества между собой спаяны, у них есть свой микроклимат, свои достижения, совместные выезды на дачу с маленьким участком.

В настоящее время страдает больше тот, кто хотел бы построить виллу, иметь шикарную иномарку и жить в экологически чистом климате. И они вроде бы близко подходят к реализации этой задачи, поэтому отступать не собираются, так как живут этой мечтой. Те же люди, которые привыкли питаться от собственных корней и каждую копейку зарабатывать своим хребтом, — у них аппетиты разумные, проблем меньше.

Я думаю, что этот слой гораздо больше, чем экономически активный.

— Принято считать, что недовольство правящим режимом выражает в основном «городская буржуазия» Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Это видно на примере митингов, прошедших 10 и 24 декабря. Зреет ли недовольство в других слоях общества?

В других слоях общества тоже недовольны. Но когда мы говорим о большинстве населения, то не будем ему отказывать в таком почвенном, исконном, бытовом рационализме. Что толку абсолютно бесперспективно злиться на то, что не можешь изменить? И в этом смысле подавляющая часть людей понимает, что политика вершится не их руками, не на их уровне, и от их довольства или недовольства вряд ли что-то изменится.

Поэтому они недовольны своим участковым врачом, муниципальным чиновником, старшими по подъезду, и они это активно выражают. Однако издревле, при царе батюшке, к самому царю претензий не было, как говорили: «До Бога высоко, а до царя далеко». Именно так россияне живут до сих пор.

В больших городах рождается иллюзия, что есть возможность повлиять на власть. На самом деле механизмы формирования властных элит и их смены никоим образом не соприкасаются с митинговой активностью.

— Если сравнивать: чем недовольны экономические активные россияне («городская буржуазия») и чем недовольны другие слои общества?

Те слои, которые нуждаются в помощи, недовольны размером этой помощи. Им мало пособий, они живут трудной жизнью, поэтому вынуждены экономить на всем.

А экономически активные россияне, которые нуждаются в инвестициях, недовольны качеством этих инвестиций и вниманием со стороны государства.

Каждый на своем уровне пытается решить вопросы своего жизнеобеспечения.

— Можно ли говорить в целом о том, что российское общество устало от нынешней власти?

Российское общество устало от пребывания в одном подвешенном состоянии, поэтому ему нужен шаг вперед — прежде всего это ощущают экономически активные граждане. При этом здесь вопрос не недоверия к власти. Наоборот, именно с этой властью необходимо сделать рывок. На мой взгляд, в первую очередь надо заглядывать в себя и пробовать разглядеть именно в себе перспективы.

Если человек в себе их видит, уже сам стоит на низком старте, а ему конкретно мешают внешние силы, то он может сказать, что именно это — оправданное недовольство. Если же сам человек не знает, чего хочет, и вокруг такие же люди с понурыми лицами и вполне увесистыми кошельками, то здесь недовольство надо выражать только к самому себе.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов