С течением времени становятся известными неприглядные подробности катастрофы «Costa Concordia»

Комментирует Михаил Делягин,

политик, экономист

«Costa Булгария»

«Costa Булгария»
Некоторые российские публицисты уже сопоставляют катастрофу «Costa Concordia» с трагедией теплохода «Булгария». Но насколько справедливо такое сравнение?
16 января 2012
Катастрофа «Costa Concordia» напоминает голливудский блокбастер. И не исключено, что через пару-тройку лет эта история найдет свое воплощение в формате 3D. 17-палубный плавучий гранд-отель, с концертным залом, ресторанами, бассейнами и фитнес-залами напоролся на риф возле побережья Тосканы и лег на грунт в десятках метров от берега. Погодные условия были идеальными, а корабль был оборудован навигационными приборами по последнему слову техники, но это не спасло положение. Сейчас известно о шести погибших, 16 человек (шесть членов экипажа и 10 пассажиров) числятся пропавшими без вести. Множество туристов, выживших в катастрофе, оказались на больничных койках.

Среди погибших нет россиян. Полагают, что наших сограждан спас инстинкт самосохранения: привычку ждать от судьбы всевозможных пакостей не вытравить никаким сладкогласным сиренам Первого канала.

То, что кораблекрушение произошло в пятницу 13-го, добавляет сюжету кинематографичности и заставляет думать то ли о вмешательстве потусторонних сил, то ли об акте вандализма со стороны технически подкованного маньяка, помешанного на мистике. В эпоху компьютерных сетей «наслать порчу» на корабль, пожалуй, проще, чем во времена Одиссея.

С течением времени становятся известными неприглядные подробности катастрофы. По одной из версий, капитан Франческо Скеттино опасно сблизился с берегом, чтобы позабавить пассажиров. Однако когда судно получило пробоину и стало тонуть, предупредительность капитана как рукой сняло: вопреки морским законам, он покинул тонущий корабль одним из первых. Да и в целом экипаж не рвался на помощь пассажирам. Сигнал бедствия был подан с необоснованным запозданием, туристов долго держали в неведении об истинных масштабах катастрофы. Когда настало время спасаться, шлюпки не смогли вместить всех, и некоторые члены экипажа отпихивали от шлюпок пассажиров послабее.

Некоторые российские публицисты уже сопоставляют происшествие с трагедией теплохода «Булгария», затонувшего 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище. Июльская катастрофа тоже произошла среди бела дня, при ясной погоде. Насколько справедливо такое сравнение, «Особая буква» поинтересовалась у политика и экономиста Михаила Делягина.

«Если сравнивать долю погибших на «Costa Concordia» и на «Булгарии» — эти события несопоставимы, — полагает наш собеседник. — Если сравнивать нарушения, допущенные в том и другом случае, — тоже. Но если сравнивать с нормами судовождения, действовавшими в каждой из стран, — тогда аналогии налицо. В обоих случаях имело место преступное разгильдяйство. Лично я бы сравнил историю «Costa Concordia» с авиакатастрофой над Боденским озером. Тогда швейцарские власти так выгораживали своего диспетчера, что дело кончилось убийством».

Напомним, 1 июля 2002 года в небе над Боденским озером столкнулись два самолета — пассажирский Ту-154М Башкирских авиалиний и «Боинг-757» компании DHL, выполнявший грузовой рейс. В результате столкновения погибли все находившиеся на бортах обоих самолетов, в том числе 52 ребенка. По данным расследования, катастрофа произошла по вине швейцарского диспетчера Питера Нильсена. Он был убит 24 февраля 2004 года Виталием Калоевым, который потерял в катастрофе жену и двоих детей.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов