Иногда я искренне восхищаюсь нашим (действующим) президентом, который обладает уникальным талантом — вызывать негодование на ровном месте. Даже не знаю, кого в этом винить: самого главу государства или неблагодарных жителей страны, которой он руководит, но талант определенно присутствует. Причем это не просто ощущение, это факт, который подтверждается цифрами соцопросов. Отмена перехода с летнего времени на зимнее»стала яркой иллюстрацией этой особенности Дмитрия Анатольевича Медведева.
Еще до активных разговоров о том, что грядет глобальная «временная» реформа в марте 2009-го, ВЦИОМ провел опрос «Переход на летнее время: за и против». Тогда у россиян не было однозначного отношения к тому, что страна два раза в год переводит часы. Так, в равных долях (по 30 процентов) респонденты разделились на тех, кто воспринимает это положительно или, напротив, отрицательно. Между тем 38 процентов наших сограждан сообщили, что им это безразлично. Если взять цифры в общем, то почти 70 процентов опрошенных можно было причислить к тем, кто не против «реформы времени».
После объявления реформы уже в ноябре 2011 года фонд «Общественное мнение» провел свой опрос. Там получились совсем впечатляющие 54 процента «за», 32 процента «безразлично» и только 11 процентов «против». И все это на фоне комментариев специалистов, которые говорили о проблемах перевода стрелок: стрессе для человеческого организма и прочих неудобствах, с которыми мы уже как-то свыклись. Кто после это скажет, что президент не пошел навстречу трудящимся?
Но прошло несколько месяцев, и... Компания HeadHunter опять пристает к гражданам с вопросом о летнем и зимнем времени. И здесь уже 36 процентов опрошенных жалуются на то, что отмена перевода стрелок подействовала на них негативно. 54 процента россиян не обратили внимания на изменения во времени и чувствуют себя как прежде, 21 процент чувствует себя вялым и сонным, 15 процентов опрошенных отметили, что стали чаще опаздывать.
То есть 54 процента молчат — им все равно, 36 гневно топочут ногами — им плохо. Угадайте, какой информационный фон создается? Даже эксперты уже мало говорят о вреде перевода стрелок, а все больше о том, что мы теперь на два часа расходимся с астрономическим временем. Кстати, уверен, что если перевод стрелок вернуть, то эффект будет тот же самый.
Конечно, дальше можно подробно описать благие намерения главы государства: стремление к тому, чтобы люди не мучились, страна — от Калининграда до Владивостока — стала ближе, компактнее и уютнее хотя бы в отношении времени... Но, знаете, все это нельзя было отнести к первоочередным запросам общества, поэтому отклик был получен обратный намерениям.
Мало кто понял, зачем вообще за это Медведев взялся. Жили себе и жили. Два раза в год почти официально имели право куда-то опоздать, сославшись на перевод стрелок. Один раз в год имели возможность побольше поспать. Один раз в год сетовали на судьбу, что спать пришлось на час меньше, — циклично, консервативно, предсказуемо. А тут президент с модернизацией! Не ждали.
Милицию в полицейской шкуре не ждали, борьбу с лампочками накаливания точно не представляли в ближайшей перспективе и каждый раз задавались одним и тем же вопросом: зачем?
То есть, возможно, оно и нужно было, видимо... Но как-то иначе мы представляли себе изменения в Российской Федерации. Реформы МВД жаждали, но менять названия не стремились, а запрет 100-ваттных лампочек в этом списке если и фигурировал, то в самом конце.
В итоге мы имеем сформировавшееся убеждение, что президент занимается какой-то странной ерундой, которая не то что бесполезна, но еще зачастую и вредна (здесь аргументация у каждого своя).
В итоге даже самые безобидные инициативы Медведева сегодня становятся орудием против него же самого.
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов