В мир пришел штамм неизлечимого туберкулеза, но эксперты ВОЗ его существование пока не признают

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Реальнее свино-птичьего гриппа

Реальнее свино-птичьего гриппа
С начала 2012 года в Индии выявлены 12 пациентов, зараженных редким и опасным штаммом туберкулеза. Редкость и опасность этого штамма заключается в его устойчивости ко всем ныне существующим противотуберкулезным препаратам.
20 января 2012
И хотя Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не признает термина TDR (totally drug-resistant, «тотально устойчивый к лекарствам»), предпочитая характеристику XDR (extensively drug-resistant, «обладающий исключительно высокой устойчивостью»), от перемены термина суть не меняется: у инфицированного новым штаммом нет никаких шансов. Трое больных уже скончались, несмотря на длительные (два–три года) сроки терапии и применение разнообразных препаратов, у девяти других отмечено стойкое ухудшение.

Хотя с конца 70-х годов прошлого века экологическую нишу главного пугала прочно занял ВИЧ–СПИД, а время от времени человечество охватывает паника перед очередным коровьим бешенством или свино-птичьим гриппом, старая добрая «чахотка» не сдает позиции. По данным все того же ВОЗ, 2 млрд человек на Земле носят в себе различные модификации палочек Коха. Правда, клинические проявления отмечаются только у 8—9 млн, из которых 2—3 млн (данные статистики не точны) ежегодно умирают от туберкулеза.

Чаще всего туберкулез поражает органы дыхания, кроме того, атакам палочек Коха могут подвергнуться мочеполовая система, периферические лимфатические узлы, глаза, кожа, кости и суставы. У детей и подростков он может проявляться в виде так называемой «туберкулезной интоксикации» — без определенной локализации. Разнообразие форм туберкулеза приводит к тому, что при недостаточном исследовании объявляется «ложная тревога». Так, по словам доктора медицинских наук Татьяны Лощилиной, иногда за проявление туберкулеза принимают онкологический процесс. Разумеется, лечение ракового больного противотуберкулезными препаратами не добавляет ему здоровья.

Опасность туберкулеза в том, что его возбудители, во-первых, долго сохраняют жизнеспособность (в уличной пыли сохраняются до 10 дней, на страницах книг — до трех месяцев, в воде — до 5 месяцев), а во-вторых — легко мутируют с образованием штаммов, устойчивых к лекарственным препаратам. И в появлении мультирезистентного штамма (или штаммов) нет ничего сверхъестественного.

Логично предположить, что 12 больных неизлечимым туберкулезом — это лишь верхушка айсберга. Поэтому, как считает Дарья Халтурина, председатель Совета по общественному здоровью и проблемам демографии, именно профилактика туберкулеза является приоритетной задачей.

«Не стоит забывать, что туберкулез — болезнь социальная, — говорит она. Люди с нормальным статусом питания заболевают достаточно редко. Туберкулезу подвержены дети, лица с ослабленным иммунитетом либо люди, длительное время находящиеся в неудовлетворительных условиях: заключенные, бездомные, плюс нелегальные мигранты из Средней Азии. Надо обратить внимание на эти группы риска. Нужно улучшать условия содержания в местах лишения свободы, бороться с бездомностью. Необходимо совершенствовать практику выявления туберкулеза — так, диагностика по анализу крови более эффективна и менее затратна, чем флюорография».

Эксперт обратила внимание на географическую специфику распространения туберкулеза: еще в советские времена он распространялся со стороны Афганистана и Китая. Не следует ли ужесточить пропускной режим и в целом сделать чуть менее проницаемой азиатскую границу России?

Эта мера, считает Дарья Халтурина, «может быть, и актуальна, но политически достаточно проблематична. Китай — один из ключевых партнеров России, кроме того, мы входим в политико-экономическое сообщество с бывшими союзными республиками, в том числе с Таджикистаном, у которого фактически нет границы с Афганистаном».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов