В беседе с Романом Доброхотовым, опубликованной на сайте Slon.ru, господин Шлегель поделился своим беспокойством — не были ли означенные трансляции профинансированы из-за рубежа?
При этом депутат продемонстрировал настойчивость и избирательную логичность патрульного полицейского, взявшегося обосновать, почему вам, невзирая на то, что у вас в порядке регистрация, вы трезвы и не мешаете проходу граждан, все-таки надо проследовать с ним.
Так, хотя стотысячные митинги освещали многие СМИ, в том числе и федеральные телеканалы, студия «Дождя» «выделена отдельно». Почему? Потому что «они, по сути, были информационными спонсорами мероприятия и, по сути, — одними из организаторов». Что же именно навело его на подозрения о зарубежном финансировании, Шлегель не уточнил.
Можно было бы не придавать значения очередному чудачеству отставного нашиста, склонного к эксцентрическим поступкам (напомним, он начал свою думскую карьеру с того, что решил подарить свое казенное кресло старику-ветерану). Но заявление Шлегеля странным образом совпало с перестановками в совете директоров ЗАО «Эхо Москвы», следствием которых, по мнению экспертов, может стать существенная коррекция политики радиостанции.
После событий декабря прошлого года властям пришлось пересмотреть отношение к популярным независимым СМИ. Выяснилось, что они способны сподвигнуть свою аудиторию на нечто более серьезное, нежели безвредные кухонные дискуссии или холивары в этих ваших интернетах. С появлением широкого протестного движения независимые СМИ заняли нишу пропагандистов и координаторов гражданских выступлений. Разумеется, ликвидация свободы слова федералам не нужна (это было бы лишним), но приструнить распоясавшихся журналистов следовало бы.
Подобной точки зрения придерживается, в частности, Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития. «Власть преследует несколько целей, — считает он. — Во-первых, перед выборами намекнуть «Эху», «Дождю», может быть, кому-то еще: вы там смотрите, будьте поаккуратнее в критике власти».
Но главная цель — управление СМИ после выборов, считает наш собеседник: «Путин станет президентом — в этом у меня сомнений нет. И вот после того, как он пройдет инаугурацию, создастся очень сложная ситуация для власти. Надо будет гасить недовольство, которое накопилось в обществе. Кроме того, придется проводить непопулярные экономические реформы, что вызовет еще большее раздражение. Поэтому информационное поле будет зачищаться».
По поводу мифического «финансирования из-за рубежа» наш собеседник высказался так:
«Я не знаю, откуда телеканал «Дождь» получает финансирование. Я подозреваю, что его финансирует его владелица, госпожа Синдеева. С другой стороны, телеканал имеет право получать деньги откуда угодно — в отличие от политических партий, которым совершенно правильно запрещено получать деньги из-за границы. А телеканал — это частная фирма. Если соблюдены все законы по экспорту-импорту капиталов, по уплате налогов — проблем нет и быть не может».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов