Пора менять протестную тактику — одними митингами страну не изменить

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Нужно что-то конкретное, а не просто «Долой Путина!»

Нужно что-то конкретное, а не просто «Долой Путина!»
Митингов 8—9 марта, похоже, не будет. Что будет 10-го, пока не ясно. Но важнее другое: что в принципе будет дальше в плане общественной активности? Продолжать в том же духе уже невозможно. Пора сменить пластинку. На какую-то другую. Но на какую?
6 марта 2012
5 марта показало, что идти на открытую конфронтацию граждане не готовы. Они не готовы к «майдану». Они не готовы идти на площади, если это не согласовано с властями. И сколько бы ни было бравых голосов в интернет-голосованиях, где смельчаков набиралось под 90 процентов, между нажиманием кнопки и реальной готовностью стоять до победного огромная разница. Так что иной альтернативы, кроме подчеркнуто мирных действий, я не вижу.

 

И я считаю, что к следующим выборам наблюдательское движение должно стать всероссийским. Что вместе с «Лигой избирателей» должна появиться «Лига наблюдателей». И собираться эти люди должны не раз в сколько-то лет в дни голосования, а стать в принципе силой общественного контроля. Разве нам надо контролировать только подсчет голосов? Нам надо следить за жульничеством и воровством, за коррупционерами, за судами, за соблюдением гражданских прав.

Оппозиции и поддерживающей ее общественности пора что-то менять в тактике протеста. У меня это ощущение появилось не вчера. Уже перед вторым декабрьским митингом. Митинги и шествия по расписанию, два раза в месяц, под одинаковыми лозунгами, без практической цели вскоре просто потеряют смысл. Пока запала выходить на них еще хватает. Но после вечера 5 марта может уже и не хватить.

Требовать аннулировать выборы в Думу? Мягко говоря, поздно. Требовать пересмотра выборов президента? Да, фальсификации были. Их было, видимо, много. Но даже в Москве, где Путину и жуликам дают самый сильный отпор, где наблюдателей было больше, чем членов избиркомов, он все равно получил больше 40 процентов. Это означает, что практически по стране Владимир Владимирович все равно победил.

Его победу уже признает заграница, а стало быть, и на ее поддержку рассчитывать глупо. Впрочем, я лично всегда был против таких надежд — хотя бы потому, что свою судьбу мы должны решать сами. Никакая Америка не спасет нас от нас же самих. Разве что в моральном плане эта помощь кого-то могла подбодрить.

Так или иначе, необходимо принять факт того, что большинство населения поддерживает Путина. Если кто-то полагал, что это не так и что вся проблема в том, что неправильно считают голоса, — то это было заблуждением. Поэтому митинги можно проводить и дальше, но общественная активность не может ограничиваться ими. А план действий должен быть гораздо шире.

Однако прежде чем сказать несколько слов об этом плане, еще две строки про уличные акции. 5 марта показало, что идти на открытую конфронтацию граждане не готовы. Они не готовы к «майдану». Они не готовы идти на площади, если это не согласовано с властями. И сколько бы ни было бравых голосов в интернет-голосованиях, где смельчаков набиралось под 90 процентов, между нажиманием кнопки и реальной готовностью стоять до победного огромная разница. Так что иной альтернативы, кроме подчеркнуто мирных действий, я не вижу.

А вот что касается плана действий, то я считаю, что успех столичного наблюдения за выборами ни в коем случае пропасть не должен. Это реальный пример эффективности гражданского общества, способного контролировать власть и не позволять ей жульничать.

По своему опыту наблюдателя готов сказать, что люди разных политических взглядов, объединенные конкретной задачей проведения честных выборов на конкретном участке, смогли, во-первых, отлично взаимодействовать между собой, а во-вторых, добиться такого же взаимодействия с комиссией. В результате мы сумели гарантировать, что у нас нарушений нет. Что все, что народ проголосовал, то и получилось в протоколе. Что никаких «волшебств» мы не допустили.

И я считаю, что к следующим выборам наблюдательское движение должно стать всероссийским. Что вместе с «Лигой избирателей» должна появиться «Лига наблюдателей». И собираться эти люди должны не раз в сколько-то лет в дни голосования, а стать в принципе силой общественного контроля.

Разве нам надо контролировать только подсчет голосов? Нам надо следить за жульничеством и воровством, за коррупционерами, за судами, за соблюдением гражданских прав. У нас в группе наблюдателей были прекрасно подкованные юридически люди, и я реально понял, насколько важна правовая грамотность. Мы прав своих не знаем! Мы законов не знаем! Плохие они или хорошие, но их надо выполнять, а люди просто не подозревают о том, что им позволяет закон и что он не позволяет делать жуликам.

Эти же Избиратели и Наблюдатели (с большой буквы) должны заниматься просвещением масс. Потому что многие голосовали за Путина по глупости, по невежеству, от безразличия, от того, что не понимали, что если ему «нет альтернативы», то голосовать надо именно за «безальтернативного».

Заметьте, что более 40 процентов граждан вообще не пришли на выборы. Им безразлична судьба страны? Или они просто не видят света в конце тоннеля? Надо разбудить этих людей! Ведь еще три месяца назад мы думали, что и «несогласных» в стране три с половиной человека, а на улицы больше двухсот за раз не выйдут. А вышли десятки тысяч.

А еще надо продолжать отвоевывать сантиметр за сантиметром политическое пространство. Добиваться регистрации партий, готовить платформу для объединения. Ведь до сих пор у движения протеста нету ни четкого лидера, ни конкретной общей программы.

Вот все это надо делать, а митинги и шествия — это должны быть как отчетные собрания о проделанной работе. Их нельзя прекращать, но они должны быть уже совершенно конкретными, а не просто «Долой Путина!». Конкретными и мирными!

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов