Митинг на Пушкинской площади: столкновения и задержания

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Задержались и задержались

Задержались и задержались
Как и ожидалось, акция на Пушкинской площади завершилась арестами. События начали развиваться по жесткому сценарию уже по окончании митинга. В итоге полиция задержала около тысячи человек, в том числе Чирикову, Удальцова, Навального и Яшина.
6 марта 2012
5 марта, на следующий день после «честных выборов Путина», в России начались акции протеста. Президентские выборы оказались ничуть не менее скандальными, чем прошедшие три месяца назад выборы в парламент. 4 марта стало форменным дежа-вю. Изгнания — и попытки изгнания — независимых наблюдателей, «карусельное голосование», креативный подход к составлению промежуточных протоколов, вбросы, а также почти 100-процентный результат любимого руководителя на Кавказе. И закономерный финал: «убедительная» победа кандидата от партии власти в первом туре, восторженная толпа прокремлевских активистов, сбежавшихся в едином порыве (со всего Центрального федерального округа) поздравить своего альфа-самца с победой.

 

Всего полиция задержала около тысячи человек, в том числе Чирикову, Удальцова, Навального и Яшина. Точное число задержанных неизвестно, поскольку из «Войковского» отделения полиции примерно половине арестантов удалось сбежать. Всем, кто остался, вменяют статью 20.2 КоАп РФ. Это «Нарушение установленного порядка организации собрания. Однако большинство задержанных не «профессиональные несогласные», а те, кто в декабре прошлого года впервые в жизни вышел на демонстрацию. Тогда, в начале зимы, неожиданно многолюдные и радикальные демонстрации открыли новую страницу русской истории.

Хотя в те минуты, когда Путин пускал перед поклонниками скупую мужскую слезу, даже приблизительные результаты волеизъявления еще не были известны: их просто не успевали подсчитать…

Но за время, прошедшее с начала декабря, наши люди научились реагировать на подобное поведение самозваных хозяев страны. 5 марта демонстрации протеста прошли в нескольких городах. В Москве на Пушкинской площади вскоре после митинга КПРФ началась акция общегражданской коалиции «За честные выборы».

В этот день Москва мало напоминала счастливый город, избравший любимого национального лидера. На центральных улицах заняли позиции полиция, ОМОН и внутренние войска, станции метро в центре контролировали усиленные наряды сотрудники МВД.

Митинг объединенной оппозиции начинался в нервной обстановке. Не меньше чем за час до официального открытия на Пушкинской площади появились провокаторы из прокремлевских молодежных организаций. Они перемещались табунами и напряженным выражением лиц (что называется «на измене») напоминали драг-дилеров. Выделялись две категории этих мутных персонажей: парни фанатского вида и пригламуренные кавказские гопники. Для самоопределения в толпе «агентов Госдепа» патриотики были декорированы триколорными и георгиевскими ленточками. Во время митинга они несколько раз принимались свистеть и скандировать провластные лозунги.

Впрочем, в массе демонстрантов провокаторы довольно быстро затерялись. Число участников митинга сотрудники полицейской пресс-службы оценили в 5,5 тыс. Оценка более чем скромная: митингующие заполнили весь сквер и прилегающие к нему проезды — Большой Путинковский переулок и Страстной бульвар. Акция уже привычно собрала весь спектр российской оппозиции от монархистов до анархистов, а также массу граждан, которые не могут точно определить свое политическое кредо, но точно знают, чего не хотят: Путина в Кремле.

Столь же разнородным был и состав выступающих: Владимир Рыжков, Евгения Чирикова, Ольга Романова, Борис Немцов, Сергей Удальцов, Гарри Каспаров, политический ветеран Сергей Бабурин, несостоявшийся кандидат в президенты Григорий Явлинский и кандидат московских либералов Михаил Прохоров, депутаты-справедливороссы Геннадий Гудков и Илья Пономарев, националисты Владимир Тор и Константин Крылов.

Первым получил слово Сергей Шаргунов. Писатель высоко оценил творчество своего «коллеги», работающего в жанре ненаучной фантастики, — Владимира Путина: «Он наобещал столько, что не хватит десяти бюджетов, чтобы все это выполнить». В продолжение темы литературной фантастики выступавший позже представитель горкома КПРФ Сергей Доронин назвал рокировку тандема «обменом телами на высшем уровне».

«Мы вчера увидели слезы диктатора, — говорил Илья Яшин. — Он не плакал, когда взрывались дома, когда тонула подлодка «Курск», когда взрывалось московское метро».

Константин Крылов отметил, что больше всего голосов Путин получил в местах лишения свободы и в Чечне, а кроме того, «заполонил Москву своими избирателями в серых шинелях». В связи с этим он объявил Путина «президентом зоны, полицай-президентом и президентом Чечни». «При чем тут остальная Россия?» — задал Крылов сакраментальный вопрос. Площадь с удовольствием подхватила лозунг «Путин, вон!».

Заметим, что обстановка была не самая благодушная. Леваки свистели Прохорову и Крылову с Тором, а выступавшим депутатам кричали: «Сдай мандат!» Однако единственный кулачный конфликт во время митинга произошел только между националистами и кремлевскими провокаторами.

События начали развиваться по жесткому сценарию уже по окончании митинга. Владимир Рыжков зачитал резолюцию, поблагодарил собравшихся, а также сотрудников полиции, и объявил митинг закрытым. Однако ранее Сергей Удальцов, выступая с трибуны, заявил, что останется на этой площади «до тех пор, пока не уйдет Путин». Его поддержал Илья Пономарев, сказавший, что после митинга здесь начнется бессрочная встреча депутата с избирателями, прерывать которую полиция не имеет права. После формального окончания митинга они остались на площади вместе с Яшиным, Алексеем Навальным и несколькими сотнями наиболее упорных демонстрантов.

Примерно в девять вечера анархисты устроили драку с полицией возле металлоискателей, стоявших возле входа в метро. Они опрокинули одну из рамок, после чего полтора-два десятка парней, скандируя «Свобода, равенство, анархо-коммунизм!», пошли стенка на стенку против ОМОНа. Бойцы ОМОНа действовали жестко, людей били дубинками и волокли по асфальту.

Через некоторое время группа демонстрантов двинулась в сторону Кремля, но дорогу им преградил ОМОН. Несколько человек были задержаны, других вытеснили в подземный переход и оттолкали обратно на Пушкинскую площадь.

Примерно в половине десятого полиция начала разгонять демонстрантов, оставшихся на площади. Дольше всего продержались те, кто засел в котловине фонтана.

До полуночи людей несколько раз вытесняли с площади, но туда приходили все новые и новые группы демонстрантов.

Всего полиция задержала около тысячи человек, в том числе Чирикову, Удальцова, Навального и Яшина. Точное число задержанных неизвестно, поскольку из «Войковского» отделения полиции примерно половине арестантов удалось сбежать. Всем, кто остался, вменяют статью 20.2 КоАп РФ. Это «Нарушение установленного порядка организации собрания» — статья, хорошо знакомая всем политическим активистам.

Однако большинство задержанных не «профессиональные несогласные», а те, кто в декабре прошлого года впервые в жизни вышел на митинг. Тогда, в начале зимы, неожиданно многолюдные и радикальные демонстрации открыли новую страницу русской истории.

Пока неизвестно, как будет дальше развиваться заявленная радикалами бессрочная акция протеста. Однако события 5 марта наглядно показывают: «русская весна», начавшаяся, вопреки календарю, в декабре, получила новый импульс.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов