Партий становится все больше — выбора все меньше

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей», специально для «Особой буквы»

Как бы так вступить, чтоб не вляпаться

Как бы так вступить, чтоб не вляпаться
Избирателя и гражданина у нас опять ставят в неловкое положение. То выбрать некого, то не знаешь, кого выбирать. Партий-то теперь ожидается бурный поток. Понятно желание сделать красиво, но со стороны кажется, мало кто старается сделать надежно.
23 марта 2012
Партийное строительство в государстве Российском набирает бешеные обороты. Молодецкий азарт, с которым наши политические и общественные деятели бросились за возведение «песчаных замков» в виде партий, и обнадеживает, и пугает одновременно. Завидую их энтузиазму и не понимаю. Понятно желание сделать красиво, но со стороны кажется, мало кто старается сделать надежно.

Если так призадуматься, то и черт с ними! Пусть создают партии. Раньше детей рожали побольше, чтобы увеличить шансы на выживаемость, теперь партии плодим. Да, было уже такое, да, помним, чем это все завершилось, но историческая спираль сделала новый виток, и мы как подневольные заносим ногу над теми же граблями. Ударят? Безусловно! Но мы уже подготовлены, поэтому может быть не так больно.

Честно говоря, мне сейчас плевать на политиков, которые как пауки в банке начинают друг с другом выяснять отношения. Мне гораздо важнее то, что происходит в этот момент с гражданами, для которых якобы это все и делается. Беспокоит жутко, поскольку с каждым новым заявлением различных людей о намерении создать «настоящее народное» шансов на какое-либо «народное» и тем более «настоящее» вообще становится все меньше. Граждане впадают в апатию и размышляют про очередные происки Кремля. Разделяют, мол, и продолжают властвовать.

Лимонов обвиняет Немцова в сговоре с властью, Немцов обвиняет Лимонова в кровожадности; Демушкин и Белов заявляют о создании свой националистической партии, Тор и Крылов утверждают, что у них будет более настоящая националистическая партия... Это я перечислил так, для иллюстрации процесса. Вполне резонно возникают сомнения в том, что из этой «движухи» вообще может что-то приличное вырасти.

Но я бы не стал торопиться с выводами. То есть всех и сразу я посылать бы не стал. Кому верить? Не знаю… Но я буду присматриваться к тем, кто впишется в мои личные критерии надежности.

Во-первых, не стоит во всем, что происходит (в том числе и в партийном строительстве), обвинять только власть имущих. Подобные жалобы подталкивают к мысли о том, что воля сегодня есть исключительно у тех, кто сейчас на руководящих постах. Одновременно с этим вся оппозиция предстает в виде стада, бредущего куда скажут. Если вас так просто разводят, то о каких притязаниях на власть можно вообще говорить? Поэтому нытиков из списка возможных политиков я бы сразу вычеркивал.

Во-вторых, долой гордецов и нарциссов! Политические деятели, отметающие сразу все предложения о сотрудничестве и возможной консолидации усилий, тоже мне представляются весьма странными персонажами. Я не могу себе представить серьезной политической силы, которая в нынешних условиях строилась бы только на одной-единственной идее под руководством одного-единственного человека, каким бы чутким это руководство ни было. Вы, конечно, сейчас будете перечислять конкретные примеры, уже существующие и неплохо себя чувствующие... Но я говорю о серьезной политической силе.

В-третьих, условный Вася Пупкин не пройдет. Когда мне рассказывают, что в России много умных и честных людей, которые могут много хорошего сделать во власти, я этому, конечно, верю. Только не мне вам рассказывать, что люди у нас идут не под знамена идей, а под знамена личностей. Каким бы ни был классным человек, какие бы светлые мысли ни посещали его голову, он долгое время будет никем, если никому не был известен до сей поры. В связи с этим партию условно «Просто хорошего человека» я бы тоже не стал рассматривать.

В-четвертых, отсекаем крайности. Еще Хемингуэй писал о пороках: «Из всех отвратительных пороков, позорящих этот мир, наиболее пагубен, наиболее опасен, конечно, фанатизм. Никакой другой порок не может сравниться с его темным и злобным духом». Мне к этому добавить нечего, поскольку я и сам всегда сторонился фанатиков. Только другая крайность — гуттаперчевые мальчики — меня так же не воодушевляют. Много их таки вынесло пеной прошлой политической бури. Ничего, приспособились. Кому стало от этого лучше? Им — безусловно, нам — весьма сомнительно. Их можно рассматривать как некий флюгер политической конъюнктуры, но я бы не стал слепо следовать за ними. Превышение критической массы подобных «прилипал» всегда приводит к дискредитации движения и медленной его смерти.

Я прекрасно понимаю, что со своим выбором — к кому примкнуть, куда вступить — вы, вероятнее всего, разберетесь и сами. Вряд ли я кого-то смогу в чем-то убедить или разубедить. Скорее, для себя памятку пишу, чтобы уж если вступить куда-нибудь, так вступить, но никак не вляпаться. А уж направо вам или налево, это точно личное дело каждого.

Сейчас в том же Интернете можно найти огромное количество всевозможных тестов, которые за вас делают ваш политический выбор. Я сколько ни пытался их проходить, а все «либеральный консерватор» выходит.

 

Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов