Еще один бывший сотрудник ЮКОСа стал фигурантом уголовного дела, сообщила Генпрокуратура

Генпрокуратура работает в отделе кадров ЮКОСа

Генпрокуратура работает в отделе кадров ЮКОСа
Генеральная прокуратура намеренно сформулировала сообщение о деле Спиричева «сенсационно», так что многие восприняли это как старт третьего «дела ЮКОСа», уверен адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Зачем? Попробуем разобраться…
10 апреля 2012
«Заместитель генерального прокурора Российской Федерации Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Алексея Спиричева, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных пунктами «а», «б» части 2 статьи 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере») и части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»)», — сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.

Согласно обвинительному заключению, в период с 1998 по 2001 год Спиричев совместно с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым зарегистрировал в Челябинской и Свердловской областях несколько подставных фирм, которые получили незаконные льготы по налогообложению от местных администраций. В итоге одна из фиктивных компаний не заплатила налогов на 5,4 млрд рублей, вторая фирма — на 3,7 миллиарда.

Помимо уклонения от уплаты почти 9 млрд рублей налогов, Спиричев якобы подделал в 2000 году документы, на основании которых позже заявил, что одна из вышеупомянутых фирм уплатила в казну слишком много. «На основании данных документов введенные в заблуждение сотрудники отделения Федерального казначейства по городу Лесному 27 декабря 2000 года перечислили более 44 млн рублей... в банк, подконтрольный Лебедеву, Ходорковскому и членам организованной группы», — говорится в сообщении.

Суд над Алексеем Спиричевым, судя по всему, состоится заочно, поскольку сам он еще в начале прошлого десятилетия покинул страну. В настоящее время подобный заочный судебный процесс проходит в Замоскворецком районном суде Москвы над бывшим топ-менеджером и акционером ЮКОСа Владимиром Дубовым.

Юрий Шмидт, один из адвокатов Михаила Ходорковского, рассматривает очередное «дело ЮКОСа» в контексте прошлых процессов:

«Само по себе это дело не имеет отношения к Ходорковскому, — подчеркнул он. — Ходорковский обвинялся в создании организованной преступной группы, в которую входили многие сотрудники ЮКОСа, и все «преступления» происходили под его руководством. Он был осужден сперва за неуплату налогов, потом за хищения того, с чего надо было уплатить налоги. Однако поскольку сам он ничего не делал, всю хозяйственную деятельность ЮКОСа объявили процессом хищения. Кто-то составлял планы, кто-то составлял балансы, кто-то составлял договоры, кто-то визировал — как оказалось, Бахмина».

В отношении всех этих людей — поскольку прокуратура сказала «а», ей нужно сказать «б» — вынесли постановление о привлечении в качестве обвиняемых, рассказывает адвокат. Сейчас, по его словам, «материнское» дело №184103 зачищается. Людей, которые фигурируют там, нужно либо осудить, либо прекратить дела против них, потому что дело не может лежать вечно, существуют процессуальные сроки.

«На этих людей давно направлены запросы на экстрадицию, но зарубежные суды отказываются экстрадировать их. Поэтому какие-то дела прекращают, кого-то судят заочно. Сейчас идут заочные процессы по Дубову и по Иевлеву (бывший управляющий партнер адвокатского бюро «АЛМ Фельдманс», сотрудничавшего с ЮКОСом — Ред.)», — отмечает наш собеседник.

Юрий Шмидт попенял пресс-службе Генпрокуратуры за то, что она сформулировала сообщение о деле Спиричева преднамеренно «сенсационно», так что многие восприняли это как старт «третьего дела ЮКОСа»:

«Это не третье, а «двадцать третье» дело. Пусть эта «сенсационность» останется на совести Генпрокуратуры».

По мнению упомянутой Шмидтом Светланы Бахминой, инициация судебного процесса над Спиричевым и его «громкое» представление — сигнал, что власть не сойдет с курса, принятого в отношении этой компании. Кроме того, считает она, активизация преследований юкосовцев — это «реакция на заявления президентского Совета по правам человека».

Напомним, в декабре 2011 года Совет рекомендовал пересмотреть «дело ЮКОСа», сообщив об обнаруженных «фундаментальных нарушениях» в ходе судебного процесса. В середине прошлого месяца Совет передал Дмитрию Медведеву новое экспертное заключение, в котором указал, что глава государства может помиловать Ходорковского и без его просьбы. Глава государства с выводами экспертов не согласился.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов