Газета.Ru отмечает, что говорить о «муниципальной революции» пока что преждевременно. Депутатам всего лишь возвращается часть изъятых у них в 2005 году полномочий.
Сразу следует отметить, что точечная застройка — источник социальных потрясений в столице в «нулевые» годы — никуда не денется. Депутаты смогут контролировать лишь строительство объектов местного значения: гаражей, парковок, АЗС, небольших магазинов (площадью до 1,5 тыс. квадратных метров) и храмов. Их строительство будет невозможным без согласия двух третей от числа депутатов муниципального собрания. На принятие решений по застройке им отводится не более месяца. Но муниципалы не смогут воспрепятствовать строительству какого-нибудь «нужного для города» торгово-развлекательного центра, ради которого надо закатать в асфальт единственный в микрорайоне сквер.
Кроме того, исполнительная власть на районном уровне сохранит известную независимость от законодательной. Так, глава управы может быть снят, если ему выразят недоверие две трети депутатов муниципального собрания, однако в назначении главы исполнительной власти района они никак участвовать не будут.
И, наконец, «расширение» полномочий муниципальных депутатов не стоит понимать буквально. Муниципальные собрания не наделяются дополнительной властью — им лишь делегируется часть полномочий высших органов власти города. И если мэрия будет недовольна работой муниципалов, их могут лишить «вольностей».
«Справятся муниципалитеты с полученными дополнительными полномочиями — можно будет их расширять и дальше, не справятся — забирать», — с трогательной простотой сообщил журналистам Александр Семенников, председатель комиссии Московской городской думы по законодательству. Как говорится, барин дал — барин взял.
«Это попытка городских властей отреагировать на давление, которое оказывают независимые муниципальные депутаты и общественность, — отмечает Константин Янкаускас, депутат муниципального собрания столичного района Зюзино. — В целом же это похоже на имитацию. То, что помпезно подается как разворот в сторону муниципалитетов, в ряде районов уже практикуется. Это, например, касается актов приемки работ по благоустройству. Уже было аналогичное распоряжение префекта Юго-Западного административного округа, согласно которому акт приемки должен быть подписан муниципальным депутатом. Для меня и моих коллег из собрания района Зюзино никаких изменений в этом смысле нет».
Он сообщил, что вместе со своими коллегами-единомышленниками намерен добиваться внесения изменений в законодательство столицы. Полномочия муниципальных советов необходимо расширить и защитить законом, который не сможет отменить волевым решением ни один энергичный и харизматичный «крепкий хозяйственник».
«Мы хотим передать муниципальным собраниям права, которые принадлежат им по 132-й статье Конституции, — сказал Янкаускас. — Это своя налоговая база — сейчас налоговые поступления из района отбираются в Москву. Это полный объем полномочий по поддержанию социальной инфраструктуры и благоустройству. То есть все то, чем занимаются городские думы и сельсоветы на периферии. Конечно, есть единые городские сети, мы не можем сделать, скажем, «Зюзиноэнерго», но все за вычетом городских сетей должно быть в ведении муниципальных собраний».
В планах независимых депутатов — организация общегородского референдума по расширению полномочий представительных органов власти в районах. По словам Янкаускаса, это выполнимая задача. Сейчас в столичных муниципальных собраниях заседает полтысячи независимых депутатов. Среди них есть некоторое количество «оборотней» — членов «Единой России», после декабрьских событий решивших не афишировать свою политическую ориентацию. Тем не менее можно набрать 200 депутатов для инициирования общегородского волеизъявления.
«Это задача сложная, но выполнимая», — уверен Константин Янкаускас.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов