Акция протеста 12 июня в пределах Садового кольца — с позиций «несогласных» и мэрии

«Особая буква»

Место встречи изменить нельзя/можно

Место встречи изменить нельзя/можно
Уже несколько дней оппозиция и мэрия пытаются согласовать место проведения акции протеста, намеченной на 12 июня. Как всегда в подобных случаях, возникла конфликтная ситуация. Мы попытаемся беспристрастно взвесить доводы обеих сторон.
2 июня 2012
Первоначальная заявка оппозиции на шествие по Тверской улице была закономерно отклонена московскими властями — несистемной оппозиции и прочим «разгневанным горожанам» крайне редко согласовывают акции в такой близости от Кремля. В качестве альтернативного маршрута активистам была предложена Фрунзенская набережная. Оргкомитет акции на Фрунзенскую набережную решительно не согласен и настаивает на предоставлении любого маршрута для шествия и площади для митинга, но в пределах Садового кольца. В столичном правительстве ничего подобного пока не предложили, но уже намекают, что весь центр города отдан под праздничные гулянья и найти место для оппозиции будет сложно, если не невозможно. Относительно Болотной площади, ставшей уже легендарным местом митингов «За честные выборы», оппозиция настроена скептически, несмотря на то, что она находится в пределах Садового кольца. Впрочем, мэрия Болотную, скорее всего, и не предложит — там 12 июня разместят автотранспорт, на котором в столицу приедут музыкальные группы для участия в праздновании Дня России.

Каждая из сторон этого спора приводит свои доводы. Попробуем их реконструировать на основе сделанных заявлений и логики здравого (с точки зрения оппонентов) смысла.

Позиция организаторов акции

Оппозиция настаивает, что «Народный марш» 12 июня должен быть проведен в пределах Садового кольца в любом месте, удобном для города. Это не упертость по принципу — хотим просто потому, что хотим. Это требование, обоснованное рядом причин.

Во-первых, заявленное количество на акцию — 50 тыс. человек. В рамках Садового кольца достаточно станций метрополитена, для того чтобы избежать давки. Все они находятся друг от друга в шаговой доступности, что позволяет избежать подобных эксцессов. В то время как добираться, например, до Фрунзенской набережной удобнее всего со станции метро «Фрунзенская», где один выход и один длинный эскалатор. Московское правительство хочет, чтобы люди шли по головам?

Во-вторых, в пределах Садового кольца по сравнению с другими районами столицы минимальное число жилых домов, все детские площадки находятся внутри дворов. Именно поэтому мероприятие со столь значительным числом участников невозможно перенести в другие места Москвы. Там оно действительно помешает горожанам, чего оппозиции совершенно не хочется.

И главное: настаивать на проведении акции в центре города оппозицию заставляют политические причины. Количество пришедших на «Марш миллионов» 6 мая говорит, что гражданский протест поддерживает множество людей. С такой силой нельзя не считаться. Желание мэрии загнать мероприятие на окраины девальвирует одну из целей любого политического шествия — продемонстрировать власти свою мощь и требования, остальным горожанам — лозунги, мишени критики и партийную принадлежность.

Доводы столичного правительства о невозможности проведения «Народного марша» в центре по причине безопасности и помех праздничным мероприятиям выглядят тем более несостоятельными, что не далее как 1 мая этого года — то есть в праздник, который отмечает куда больше граждан, чем непонятный для многих День России, — в центре Москвы состоялась демонстрация профсоюзов. По официальным данным, в ней принимало участие более 100 тыс. человек, включая двух первых лиц государства: Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Полиция прекрасно справилась с порядком. Что мешает ей так же удачно охранять колонну почти в два раза меньшей численности?

Что же касается заботы о москвичах, то напомним, как 7 мая на свою инаугурацию Владимир Путин ехал по абсолютно пустому городу. Для одного человека перекрыли весь центр. Нас — 50 тыс. Мы не просим ничего перекрывать, нам же не нужно прятаться от своего народа. Почему желание одного человека посмотреть на сюрреалистический вид вымершего мегаполиса важнее, чем стремление полсотни тысяч москвичей, наоборот, показать своим землякам, чего мы хотим и что требуем?

Позиция мэрии Москвы

Прежде всего следует понимать, что население Москвы — это не только политизированная публика, но и миллионы граждан, которые хотят в праздничный день отдохнуть с семьями, погулять по скверам и бульварам столицы. Столичное правительство обязано учитывать интересы всех жителей города, находить компромиссные решения. В случае празднования Дня России таким решением, отвечающим интересам всех москвичей и гостей столицы, будет перенос политических мероприятий за пределы Садового кольца и проведение в центре Москвы политически не ангажированных массовых мероприятий.

Как показал опыт развития протестного движения за последние месяцы, сторонники оппозиции и люди, называющие себя гражданскими активистами, обладают достаточно высокой степенью самоорганизации. При помощи Интернета, а также через дружественные им СМИ они без особых проблем могут собраться в любом количестве и в любом месте Москвы при условии относительной близости одной из станций метрополитена. Об этом свидетельствует, кстати, и опыт «Русских маршей» — каждый год сторонники националистических организаций собирают тысячи человек в Люблино. И особо не жалуются.

В то же время все прочие граждане не объединены сетевыми структурами, и сложно себе представить, как тысячи желающих комфортного досуга москвичей поймут, что не нужно 12 июня соваться, к примеру, на Тверскую улицу, или в кинотеатр «Ударник», или на Манежную площадь, — за соответствующими сообщениями прессы в праздничный день следят немногие.

Также московское правительство не может не учитывать негативный опыт массовых беспорядков 6 мая, когда организаторы согласованной с властями акции не смогли обуздать радикальные элементы в своих рядах. Возможность повторения подобных событий 12 июня в центре города, где будут выступать детские коллективы, проходить ярмарки и так далее, должна быть полностью исключена.

Оппозиции пора понять, что исполнение 31-й статьи Конституции РФ подкрепляется и обеспечивается соответствующей законодательной базой. Существует процедура согласования массовых мероприятий. Политики при согласовании своих мероприятий должны прислушиваться к доводам органов законодательной и муниципальной власти, так как именно на них лежит бремя обеспечения нормальной жизни города.

Согласование массовых мероприятий — обычная мировая практика. В столице Германии Берлине, к примеру, каждый год 1 мая леворадикалы и националисты проводят свои шествия не на Унтер-ден- Линден, а в стороне от центра. Там проще перекрывать движение и обеспечивать безопасность и самих участников акций, и остальных граждан.

 

Материал подготовили: Аглая Большакова, Виталий Корж