Семь пунктов «Манифеста свободной России» к «Маршу миллионов»

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Протест разбили на пункты

Протест разбили на пункты
Оппозиционеры обнародовали «Манифест свободной России», который будет оглашен на митинге 12 июня.
9 июня 2012
Свои подписи под этим документом уже поставили Сергей Удальцов, Гарри Каспаров, Борис Немцов, Илья Пономарев, Евгения Чирикова, Алексей Навальный, Илья Яшин, Анастасия Удальцова, Александр Белов, Андрей Пионтковский, Денис Билунов и другие.

«Нынешняя верховная власть в России незаконна, — гласит «Манифест». — Путин и его группа узурпировали ее на лживых, фальсифицированных выборах. Будучи циничными узурпаторами, они не способны решить ни социальные, ни экономические проблемы страны: вымирание продолжается, безопасность граждан отсутствует, пропасть между богатыми и бедными растет, как и растет разница в уровне жизни между Москвой и Россией. Сохранение группировки Путина во власти смертельно опасно для страны. Деградация государства, сращивание бизнеса и власти, незаконное обогащение приближенных к властной группировке лиц, превращение страны в сырьевой придаток Запада и Китая — свершившийся факт. Продолжение путинской политики грозит гражданской конфронтацией, распадом государства, хаосом».

Вот основные положения манифеста:

1. Отставка В.В. Путина как символа системы.

2. Разработка проекта нового закона о выборах в парламент, обеспечивающего избрание парламента на честных, прозрачных, конкурентных выборах. В этих проектах необходимо учесть требования, выдвинутые на массовых акциях протеста.

3. Принятие этого законопроекта действующим парламентом. Это станет его последней и единственной функцией.

4. По новому закону проводятся новые выборы в парламент.

5. Вновь избранный парламент рассматривает и выносит на референдум проект новой Конституции, существенно ограничивающий полномочия и срок пребывания во власти президента (один срок на шесть лет или два срока по четыре года) и расширяющий полномочия парламента в формировании правительства и проведении парламентских расследований.

6. Вновь избранный парламент принимает новый закон о выборах на пост президента и назначает дату выборов. Принимаются законы, гарантирующие местное самоуправление и прямые выборы губернаторов.

7. Вновь избранный парламент рассматривает и принимает закон о преобразовании суда, прокуратуры, следствия и полиции, предполагающий очищение их от лиц, запятнавших себя преступлениями. Также он принимает закон о референдуме, значительно облегчающий процедуру его проведения.

Для достижения поставленных целей предполагается использовать «все формы мирного гражданского протеста: марши, митинги, забастовки, кампании гражданского неповиновения и мирного давления на органы власти». Подготовкой и организацией акций протеста займется Координационный совет, состоящий из представителей различных политических сил и гражданского общества и избираемый по прозрачной процедуре, путем открытого голосования. Авторы «Манифеста» призывают всех граждан принять участие в избрании Координационного совета.

Требования «Манифеста» созвучны с требованиями зимних митингов — что естественно, поскольку политический кризис, кризис легитимности власти только усугубился. Власть сделала вид, что не заметила массовых фальсификаций на парламентских выборах, а многочисленные нарушения на выборах президента вынуждены были признать даже самые расположенные к Путину аналитики.  Недавно принятый в пожарном порядке «антимитинговый» закон должен поставить крест на любой уличной активности.

«Манифест» открыт для подписания. Свои подписи под этим документом уже поставили Сергей Удальцов, Гарри Каспаров, Борис Немцов, Илья Пономарев, Евгения Чирикова, Алексей Навальный, Илья Яшин, Анастасия Удальцова, Александр Белов, Андрей Пионтковский, Денис Билунов и другие. 

Денис Билунов, член политсовета движения «Солидарность», считает «Манифест» весьма удачным. Во-первых, он содержит пошаговый план демократизации, но в нем нет положений, по которым могли бы возникнуть разногласия, — будь то требования пересмотра итогов приватизации, отстаивание интересов коренной нации или какие-либо либеральные требования. Во-вторых, манифест обозначает мирный план трансформации авторитарного режима в демократический.

«События могут развиваться революционным путем, чего большинство участников процесса не хочет, — говорит Билунов. — Конечно, есть радикальная часть, которая склонна к революционному драматизму, но эти потрясения были бы опасны. К этому пути толкает правящая верхушка. Но и среди тех, кто у руля, есть понимание, что сохранение авторитаризма приведет к разложению властных институтов, что, в свою очередь, может спровоцировать революцию. Тогда как нами предложен план по восстановлению эффективной государственности. Набросок этого плана составлен профессиональными конституционалистами, которые не за 15 минут на коленке его писали, а серьезно над ним думали».

Наш собеседник особенно отметил положение о Координационном совете, который будет избираться по прозрачным правилам прямым голосованием:

«До сих пор группы, которые назывались оргкомитетами, штабами, комитетами национального спасения и так далее, собирались случайным составом, и их участники заявляли, что представляют чаяния всех протестующих. Ошибкой было то, что эти люди отказывались от представительных механизмов. Структуры должны стать более легитимными, прозрачными и понятными».

«Когда «Манифест» обсуждали, там были разные люди, — рассказывает Евгения Чирикова. — Но принятые требования — они будут оглашены на митинге 12 июня — абсолютно приемлемы и для экологов, и для левых, и для правых».

Удастся ли в краткосрочной перспективе достигнуть поставленных целей — вопрос открытый. Но сам факт появления документа, четко определяющего цель, — это уже шаг вперед. «Нам хотя бы надо обозначить то, что мы хотим. Иначе непонятно, к какой цели идти», — говорит Чирикова. Она надеется, что «Манифест» поддержат самые различные политические силы.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов