Полпред УФО призвал молодежь отказаться от высшего образования ради продолжения рабочих династий

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Династический брак в системе образования

Династический брак в системе образования
За словами Игоря Холманских увидели призыв воспитывать дураков и строить страну, которой нужны не умные люди, а «правильные мужики» холманского розлива — верные путницы. На самом же деле обозначенная полпредом проблема действительно есть.
19 июня 2012
Сейчас все накинулись на полпреда Холманских за его призыв к молодежи отказаться от высшего образования и пойти в рабочие. Этого, конечно, следовало ожидать. С учетом харизмы, источаемой Игорем Рюриковичем и историей его восшествия на уральский престол, любое слово, сказанное им, заранее воспринимается как ерундистика — в лучшем случае. Даже если он скажет, что сейчас на дворе лето, его все равно засмеют. Потому, мол, что такой человек, кроме бредней, ничего сказать не в состоянии. Но по поводу высшего образования и молодежи я с ним, как ни странно, во многом согласен. Хотя и не во всем.

За его словами увидели призыв воспитывать дураков и строить страну, которой не нужны умные, а нужны «мужики» холманского розлива — верные путницы. На самом же деле проблема-то есть.

Что такое высшее образование в нашей стране? Во-первых, это легальный способ не служить в армии. Юноши призывного возраста после школы лихорадочно ищут вуз с военной кафедрой. Все равно какой. Не важно, есть у человека склонность к этой профессии или нет, собирается он потом по данной специальности трудиться или не собирается. Главное — перекантоваться. Нужны стране такие выпускники? Вряд ли.

Во-вторых, есть вопросы к качеству образования. Раньше в стране были институты — теперь любая задрипанная контора называется университетом. Простые училища стали колледжами. Все это с приставками «международный», «всемирный», «межпланетный». В результате из вузов, которые на каждом шагу, выходят недоучки. После пяти лет обучения этих «специалистов» надо всему учить заново. Впрочем, этот недостаток был и в советские годы, но нынче качество высшего образования по всем данным упало катастрофически. Какой смысл в таком числе вузов и выпускников? Не говоря уже и о таком количестве преподавателей, чья квалификация тоже невысока, коль скоро у них такие выпускники.

В-третьих, существует проблема рабочих мест. Есть ли их столько для такого огромного количества людей с высшим образованием? Конечно, нет! Это стало притчей во языцех, что толпы юристов и экономистов просто не знают, куда им приткнуться. Но профессии эти престижные, молодежь идет туда в надежде на большие зарплаты и успешные карьеры — а в итоге нормально устраиваются ну если не единицы, то явное меньшинство. Остальные же работают где попало.

В-четвертых, у нас в принципе крайне низкая эффективность профессионального ориентирования. Имею в виду то, что молодые ребята сами толком не понимают, к чему у них есть склонности, куда им лучше пойти учиться и надо ли им вообще получать высшее образование. Поэтому уже по ходу учебы они на нее успешно забивают и начинают заниматься бизнесом или чем-то еще. Хотя это тоже проблема не новая. Вот из моей студенческой группы, из 15 человек, в журналистике осталось сразу же меньше половины. Зато на «Эхе», где я работаю, выпускников журфака на сотню сотрудников дай бог человек десять.

То есть система высшего образования действительно нуждается в реформе. И экономика нуждается в реформе тем более — чтобы понять, какие специалисты и из каких вузов нужны стране.

С другой стороны, одними призывами тут не обойтись. Ну хорошо, позвал Игорь Холманских молодых людей продолжить рабочие династии. Но ведь и рабочего надо учить. А у нас повсеместно закрывают техникумы и бывшие ПТУ. У нас реальным производством заняты единицы. Хочу я пойти токарем на завод — а что я там буду вытачивать? Тем более что завод в моем городке закрылся.

Страна паразитирует на природных ресурсах. Страна живет продажей и последующей перепродажей воздуха. Страна торгует импортными товарами. В стране огромный класс чиновников и офисных работников. Рабочим в нашей стране быть не только не престижно и не только не очень выгодно, но и физически непросто.

Молодые люди выбирают путь в жизни, исходя из своих способностей, исходя из престижности профессии, будущего заработка, возможности потом найти работу. Если рабочие специальности будут востребованны, престижны, достойно оплачиваемы — а кроме того, если еще и в армию не надо будет принудительно уходить, — то молодежь сама пойдет в работяги. И никакие призывы будут не нужны.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов