Короче говоря, вражда забыта, патриотизм достиг апогея на всей территории страны, а общим знаменем стал жовто-блакитный шарф фаната. И отсюда естественный вопрос. Так, может, это оно и есть? Может, вот он, способ объединения страны, преодоления разногласий? Может быть, взглянув друг на друга новыми глазами, сквозь призму кожаного мяча, противостоящие лагеря и партии вдруг обнаружат, что все они украинцы, что все от всей души болеют в первую очередь за страну и желают ей добра и громких побед?
И это интересно не только для Украины. Это интересно и нам. Ведь наше общество тоже далеко от единства. Быть может, не так остро, как на Украине, но и нас разъедают противоречия. Может быть, и нам пригодится этот рецепт?
Отвечу на все вопросы разом. Нет! Отвечу как человек, который учился читать по спортивной газете и который на этом чемпионате Европы не пропустил ни одной трансляции, и даже вылет нашей сборной из турнира не сломал этого моего графика.
Спорт как национальную идею у нас ведь не так давно тоже всерьез рассматривали. Это было где-то перед кризисом 2008 года, когда наступила относительная сытость, была иллюзия политической стабильности и экономического роста. Когда было все, но национальной идеи не было. А всем казалось, что, кроме колбасы и 120 долларов за баррель, должно быть еще и что-то духовное. И, кроме общей памяти и гордости за Победу в Великой Отечественной, ничего не находилось. Но эксплуатировать далекий триумф уже невозможно. Нужно что-то современное, актуальное.
И вот тогда и заговорили о спорте. Тем более что хоккеисты спустя годы снова начали побеждать на чемпионатах мира, футболисты ЦСКА и «Зенита» взяли Кубок УЕФА. Олимпийских чемпионов начали одаривать премиями, квартирами, машинами и принимать в Кремле. А страна начала бороться за проведение всех, какие только есть в природе, Олимпиад и чемпионатов и все эти конкурсы как на подбор выигрывать.
Апофеозом стали поистине общенациональные гулянья по поводу успехов сборной по футболу вот на таком же чемпионате Европы, только в 2008 году. Тогда милиция еще не была склонна преуменьшать численность гуляющих, и после победы на Голландией по всем подсчетам только на московских улицах было 700 тыс. человек! В любви футболистам признавались все! В кои-то веки одними и теми же словами говорили и жулики с ворами, и зюгановцы, и «несогласные».
И тогда же умные люди пришли к наблюдению, что спорт в наше время заменяет людям войну. Что когда бьются две сборные, на самом деле бьются две страны и миллионы людей у экранов отождествляют себя с этими 11 парнями, а все вместе они ощущают себя страной, сражающейся на футбольном поле. Ну или на хоккейной площадке, теннисном корте. Или бегущей по дорожке стадиона.
Это хорошее чувство. Полезное. Спорт давно уже перестал быть просто игрой. Это действительно важный социальный и политический фактор. И для многих стран это действительно может быть объединяющей идеей. Что говорить, если о самом факте существования некоторых государств мы узнаем во время парада стран-участниц на церемонии открытия очередных Игр! А какой-нибудь спортсмен может быть самым известным жителем страны. Вот при слове «Литва» большинство первым делом вспомнят Сабониса. А при слове «Ямайка» вспомним немедленно Усейна Болта.
Но это подходит только для небольшой страны. В которой к тому же нет, острых внутренних проблем. Спорт сродни еще и наркотику, ну или бутылке водки. Он вызывает восторг, эйфорию, но чувство это не бывает продолжительным. Оно проходит, как только доза перестает действовать. Потому что жизнь многообразна. И после окончания матча людям рано или поздно приходится возвращаться к рутине будней. В которых их ждут все те же проблемы, что и прежде. Спорт поднимает патриотизм, дает чувство единения, помогает уйти от проблем этой жизни. Но он не в состоянии эти проблемы решить и не в силах заменить собою обычную жизнь.
Сейчас сборная Украины вылетела, и вы увидите, как скоро все вернется в прежнее русло. Пока это не очень заметно, потому что стране еще надо дожить до 1 июля, провести финал в Киеве и достойно завершить чемпионат. Но через какое-то время и про Тимошенко вспомнят, и про Запад и Восток, и про все, что было до того.
А я вспомнил еще и пример из нашей жизни. Где-то месяца через полтора после памятной победы на голландцами эта сборная приехала к нам в Москву, на товарищеский матч. И что вы думаете? Даже стадион не удалось целиком заполнить! Где же эти 700 тыс. москвичей, что ликовали после победы футболистов? Почему не пришли поглядеть на тех, кто доставил им такую радость, в матче с теми, кто тоже ее косвенно доставил?
А потому что прошло полтора месяца, и «доза» кончилась. Футбол снова стал просто футболом, а жизнь осталась жизнью.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов