Алексей Навальный вошел в совет директоров «Аэрофлота». Его кандидатуру выдвинул Александр Лебедев

Комментирует Андрей Пионтковский,

политолог

Пущай полетает

Пущай полетает
Один из лидеров оппозиции Алексей Навальный по итогам годового собрания акционеров «Аэрофлота» вошел в совет директоров этой крупнейшей российской авиакомпании. Его кандидатуру выдвинул Национальный резервный банк бизнесмена Александра Лебедева.
25 июня 2012
Еще в феврале 2012 года, когда Лебедев только предложил кандидатуру Навального, он объяснил, что решение вызвано стремлением улучшить корпоративное управление авиакомпанией. Но кроме надежды на минимизацию коррупционности у голосовавших за оппозиционера наверняка есть и желание за счет имиджа блогера улучшить репутацию компании. Ведь череда скандалов — от подозрения в аффилированности менеджеров с контрагентами до странностей при распределении роялти — уже привлекла внимание Счетной палаты.

 

В соответствии с уставом «Аэрофлота», к компетенции Совета директоров относятся такие вопросы, как определение приоритетных направлений деятельности компании, избрание генерального директора компании и досрочное прекращение его полномочий, использование Резервного фонда и иных фондов компании, одобрение крупных сделок и так далее. Контролирующим акционером авиакомпании, с долей 51,17 процентов, является государство. Национальный резервный банк (НРБ) владеет 15 процентами акций.

Новость о вхождении Алексея Навального в совет директоров авиаперевозчика оппозиционный Рунет воспринял двояко. Большая часть пользователей радостно шутят на тему «В «Аэрофлот» едет ревизор». Есть (и их уже немало) скептики, чье мнение выразил один из комментаторов: «Есть два пути к кормушке — лизнуть поглубже, как Хованских, или изобразить себя борцом за справедливость и выгодно продаться. Вот Леша и продался. А ему многие верили, я тоже. «РосПил» можно закрывать. С удачным IPO вас, господин Навальный».

Сам блогер уже ответил в своем «ЖЖ» на вопросы о будущей зарплате, бонусах и планах. Но ясно, что склонных к конспирологии сограждан слова Навального ни в чем не убедят.

Хотя, если попробовать включить простую логику и здравый смысл, становится ясно, для чего «Аэрофлоту» нужен оппозиционер в совете директоров.

Имидж крупнейшего российского авиаперевозчика среди наших граждан (многие иностранцы еще со времен Советского Союза помнят «Аэрофлот» как единственную надежную компанию), кажется, уже ничем не исправить. И дело здесь не в аффилированности менеджеров с контрагентами — обычному пассажиру и дела нет до таких тонкостей. Проблема в завышенных ценах на билеты, сервисе, не стоящем таких денег, регулярных скандалах с VIP-клиентами, которые с удовольствием расписывает «желтая пресса», и многом другом.

Соответственно, репутация Навального как непримиримого борца с коррупцией поможет привлечь к компании тот самый средний класс, который:

а) является основным потребителем услуг российской гражданской авиации — богатые перемещаются на частных лайнерах, а бедные давно уже никуда не летают;

б) знает Навального и поддерживает его. По данным социологов, лишь 6 процентов россиян знают, кто он такой. Но если учесть, что, например, за границу у нас летает почти такой же процент людей, то для них вхождение Навального в совет директоров — повод отдать предпочтение «Аэрофлоту», а не другим компаниям.

Что же касается повышения прозрачности компании с приходом блогера, то действительно вряд ли Алексей откажется от привычки выкладывать документы в открытый доступ. И, конечно, те, кто за него голосовал, не могли этого не знать. Судя по всему, владельцы «Аэрофлота» сами заинтересованы в работе антикоррупционера, который уже предложил новоиспеченным коллегам свою программу корпоративного управления.

Вообще, все это напоминает действия властей, которые перестали препятствовать гражданским активистам из «Лиги избирателей» работать на избирательных кампаниях. Так, когда единоросс победил на выборах мэра Омска, представители «ЕР» тут же заявили: мол, видите, даже независимые наблюдатели говорят, что фальсификаций нет. Скорее всего, государство — а именно оно основной владелец «Аэрофлота» — постарается воспользоваться репутацией Навального в привлечении инвестиций в компанию. Особенно иностранных, для которых присутствие Алексея в совете директоров — в какой-то степени гарантия качества.

Похоже, от решения собрания акционеров «Аэрофлота» выиграют все: сама компания, пассажиры и Навальный, у которого теперь есть широчайшее поле для деятельности.

Комментирует Андрей Пионтковский, политолог

Александр Лебедев всегда пытался держать несколько оппозиционный профиль, дистанцию от власти. Об этом говорит и тот факт, что именно он финансирует «Новую газету» — главное оппозиционное и последовательное в этом средство массовой информации. На борьбу Лебедева с экс-мэром Москвы Юрием Лужковым из Кремля смотрели даже с неким сочувствием. До недавнего времени Лебедев избегал резкой конфронтации с властью. И вдруг сейчас такой жест в отношении Алексея Навального, на которого заведены уголовные дела. Это показывает, что изменилось не только поведение самого Лебедева, но и общий настрой нашей бизнес- и экспертной элит.

Меня не было в течение нескольких дней в Москве, я не заходил в Интернет, а как приехал, глянул, что пишут. За это время, как ни удивительно, существенно поднялся критический градус вполне системных и лояльных власти людей по отношению к первому лицу государства — господину Путину. Сенсационное агрессивно антипутинское интервью человека власти до мозга костей вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса на Петербуржском экономическом форуме. Материал Кирилла Рогова, человека также системного. Евгений Гонтмахер, которого я очень уважаю, — системный либерал — написал о необходимости смены всей верхушки власти.

В общем, настроение общества очень меняется. И господин Лебедев, который всегда себя позиционировал в качестве независимого мыслителя, а с другой стороны — был конъюнктурен и осторожен, это хорошо чувствует и переходит те красные линии, которые он еще некоторое время назад перешагнуть не рискнул бы.

Идет антипутинская радикализация не оппозиции, которую мы можем называть маргинальной и какой угодно, а истеблишмента. Для власти это тревожно. При таком настроении элиты долго власть держаться не может.

Сам Алексей Навальный, получив такой плацдарм, как совет директоров «Аэрофлота», использует его по полной программе, продолжив и здесь свои разоблачения.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов