Президент подписал указы об отставке ряда высокопоставленных сотрудников МВД

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Антигенеральная линия

Антигенеральная линия
В эти дни у работников МВД пот со лба течет не только потому, что жарко. Пот у них струился бы, даже если б сейчас был разгар зимы. Загибаем пальцы: один, второй… десятый… итого 15 больших начальников полиции лишились постов за последнее время.
31 июля 2012
И это я еще не беру в расчет крупные перестановки в Питере и Татарстане. Все-таки перестановки после публичных скандалов (Питер) или всколыхнувших общество безобразий (Казань) — дело естественное. Несколько для нас непривычное, но для нормальной страны естественное. А вот эти 15 человек ушли относительно тихо. Реакция на происходящее в профессиональных и экспертных кругах может быть разной, но для обывателя это хорошие новости.

Свежими «ушельцами» стали начальник Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО) МВД РФ генерал-лейтенант полиции Вадим Савичев, а также два заместителя начальника Следственного департамента МВД РФ — генерал-майор юстиции Александр Романов и полковник юстиции Александр Ягодин. Как говорится, по именному указу его императорского величества.

Реакция на это в профессиональных и экспертных кругах может быть разной, но для обывателя — это хорошие новости. Потому что гнилое милицейское болото, так или иначе, надо было встряхивать. За время правления Рашида Нургалиева там образовалось такое зловоние, что жуть! И вот по этой логике всякий генерал, которого прогнали — это в плюс. Всякая перемена — к добру.

Но перемены должны же быть чем-то вызваны. Это нам хотелось бы верить, что изменения направлены на улучшение работы полиции, на борьбу с преступностью, со взятками в правоохранительной среде. Но тогда мы должны поверить в то, что Владимир Путин, подписывая эти отставки, думает обо всем вышеперечисленном. И поверить в такое почему-то трудно. Куда проще поверить в то, что Владимир Владимирович решает какие-то свои проблемы, переставляет нужных людей на ключевые позиции.

Мне при этом, правда, не очень понятна теория, что, мол, убирает он людей Дмитрия Медведева из руководства. Во-первых, Медведев все ключевые решения все равно принимал по команде Путина, а если и дозволялись ему импровизации, то не в таких масштабах, чтобы генералов пачками убирать теперь. Разве что свежая отставка начальника Управления оперативно-розыскной информации МВД полковника полиции Сергея Агеева вписывается в этот сценарий. Потому что Агеева Медведев назначил ровно год назад. Что же такого Агеев за год ужасного успел совершить, что его так скоро поперли? Вот Агеева действительно могли как Медведевскую креатуру убрать. Но, например, генерал Савичев сидел в своем кресле давным-давно, и как раз Путин его туда и посадил. Да и вообще: люди Медведева ничем не отличаются принципиально от людей Путина. Если это только не паранойя — зачем устраивать такие массовые перестановки ради перестановок?

Не забудем и про самое банальное. Я вот не думаю, что Путин лично следит за всеми генералами и полковниками. Что про каждого из них ему есть что сказать четкое и определенное для принятия радикального решения. Очевидно, что часть из этих отставок осуществлялась с чьей-то подачи. С чьей же? Так вот ходят упорные, скажем так, слухи, что значительная часть кадровых решений принята с подачи нового министра МВД Владимира Колокольцева. И обратите внимание, сколько кадровых перемен произошло в Москве, откуда он, собственно, и пошел на повышение.

Логично предположить, что если не Путин — так Колокольцев окружает себя «своими» людьми. И отчасти это так и есть. Но вкладывать в понятие «свои» можно разное. Можно иметь в виду практику трудоустройства членов кооператива «Озеро», а можно и что-то более приличное.

Так вот пока, тьфу-тьфу, Колокольцев своей работой обнадеживает. Во всяком случае, о его перестановках в столичной полиции плохого пока никто не говорил. Те, кто к этим структурам ближе, не считают Колокольцева каким-то либералом, но отмечают прежде всего его упор на профессиональную работу. И именно по профессиональным качествам он людей и оценивает. И делает упор на самые проблемные регионы — то есть Москву и Кавказ, где, собственно, и осуществлялись до сих пор наиболее заметные движения.

К чему все это приведет, сказать сложно. К тому же перестановки в верхах — лишь начало работы. Потому что реформа милиции была полностью провалена. Система ее работы безобразна. Менять надо не только верхнее начальство, но и все прочее. Рыба с головы гниет, разумеется. Но что делать, если прогнить она успела уже до самого хвоста?! Поэтому хотелось бы верить, что перемены не иллюзия. Что это перемены именно по профессиональному признаку.

В демократизацию полицейской работы я не верю. Но хотелось бы, чтобы хотя бы формальные рамки приличия соблюдались. Впереди осень. Осень обещает быть жаркой, и речь не о температуре воздуха. И очень важно, насколько полиция и вообще силовые структуры настроены будут в этих условиях работать по закону, а не с точки зрения отработки «заказа» по борьбе с происками госдепа. Хотя бы так. Хотя бы просто по закону — уже хорошо будет.

Ну а уж для повседневной работы полиции именно четкая профессиональная работа — настоящий рецепт успеха.

Впрочем, еще раз оговорюсь, Владимир Колокольцев делает только первые шаги. Какими будут последующие — да и что на самом деле значат эти первые, — мы пока понять не можем.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов