Общественно-политическая жизнь в РФ пугает своей несвоевременностью и архаикой

Аглая БОЛЬШАКОВА,

обозреватель «Особой буквы»

Не ко времени и не к месту

Не ко времени и не к месту
Иногда, описывая какое-то сегодняшнее, текущее событие в России, понимаешь, что стоит немного отшлифовать текст в духе школьных учебников истории — и это событие перестает принадлежать XXI веку.
13 августа 2012
Общественно-политическая жизнь в современной Российской Федерации все чаще пугает своей несвоевременностью, архаикой. Причем трудно даже в точности подобрать историческую эпоху, которую наша страна сегодня копирует, — каждый раз это разные эпохи, разные географические локации. То Московская Русь времен Ивана Грозного, то королевская Франция. Вот мы — загнивающая Священная римская империя германской нации, а вот — что-то из Российской империи последних Романовых.

Европа эпохи феодальной раздробленности XIIXXIII века

В одной из деревень появился барон с дружиной. Вел он себя со всей характерной феодалам удалью, чувствуя за спиной массированную поддержку сюзеренов с их еще более многочисленными, еще более отмороженными дружинами.

Жители деревни восстали против местечкового тирана, изгнали его. Карающий удар последовал без промедления: из окрестных земель выступили местные царьки — конно, людно, и оружно.

Крестьяне, заблаговременно оповещенные о приближении карателей, с вилами, кольями и берданками начали устраивать засады по пути шествия вражеского войска и рассеяли его. Не помогли даже темперамент и доблесть чужеземных наемников, часто используемых феодалами для усмирения аборигенов.

Уже когда дым рассеялся, кровь высохла и трупы остыли, на место прибыли королевские прокуроры и начали неторопливое расследование.

Кто не догадался, речь о разборках в поселке Сагра Свердловской области, которые произошли в 2011 году. Селяне, уставшие от беспредела криминальных кланов, поставили их на место. Карательный отряд из Екатеринбурга — целая кавалькада вооруженных беспредельщиков — последовал на место для наказания непокорных, но был остановлен сагринцами и разбит.

***

Папская область, Рим. Где-то между VIII и XIX веком

Его Святейшество, путешествуя по загородным монастырям, остановился в одном из них. Кортеж встречали восторженные селянки, просившие у Его Святейшества благословения, тянувшиеся с дарами, жаждавшие благодати. Священники хватали руки для поцелуев, кругом была праздничная, как на Пасху, суета.

Его Святейшество, устав от будней теократии, устало, но добродушно отмахивался от надоедливых подданных. 

Посещая совсем недавно Валаам, Владимир Путин, подобно вождю средневековой теократии стал объектом поклонения: ему тянули фотографии, просили благословения, один из священников даже пытался поцеловать президенту руку.

***

Разлагающаяся средневековая «Священная римская империя», XVIXVII век

Два военачальника, посаженных имперской властью надзирать над окраинными, буйными племенами, вели длительную войну с отрядами мятежников. Оба полководца были представителями местных племен — так дряхлая империя рассчитывала прочнее привязать к себе вассальные территории. Империя даже разрешила местным кланам жить по своим адатам, не вчитываясь в имперские гражданские статуты. На неспокойных землях формировался не государственный, но «понятийный» аппарат — бурлила жизнь по понятиям.

Однажды молодой военачальник начал преследование группы мятежников, напавших на его родовой замок. В пылу преследования он вторгся во владения соседа — второго военачальника, не такого энергичного и амбициозного, но старого имперского генерала, вояки, сохранившего офицерский гонор.

Пожилой владыка, раздосадованный чужими солдатами в своем феодальном лене, вооруженную междоусобицу развязывать не стал, но сделал резкое публичное заявление. Молодой конкурент не замедлил симметрично отреагировать. Еще долго они общались, прилюдно оглашая свои эдикты, уличали во враждебной деятельности по отношению друг к другу.

В это время соседний властитель, чьи земли населял «стержневой народ» империи, озаботившись сохранением своих наделов, посевов и подданных от неспокойных соседей, начинал потихоньку формировать собственные вооруженные дружины.

В столице империи в это время судили молодых ведьм, а императорские посланцы терпели неудачи на заморских турнирах — двору было не до глухих варварских провинций.

В начале августа 2012 года чеченские силовики, преследуя группу боевиков, атаковавших родовое селение Рамзана Кадырова Центорой, вошли на территорию соседней Ингушетии. При этом чеченцы отказались взаимодействовать с ингушскими правоохранителями и уничтожили бандитов в одиночку. Между главами Чечни и Ингушетии после этого возник заочный острый диалог.

***

Франция эпохи Бурбонов, XVIIXVIII век

Колесницы были сущей бедой королевства. Практически ежедневно кавалькада Самого пересекала столицу, неся августейшее тело в загородный дворец. Каждый раз перекрывали улицы, город замирал под взглядом гвардейцев — их были многие полки, они бдели и были готовы физически уничтожить каждого, кто дерзнул бы встать поперек дороги.

Но было не только августейшее величество, были многие тьмы министров, генералов, наместников… Они колесили по городам и весям, их экипажи, управляемые лихими кучерами, сломали не одну сотню ребер смиренному народу. Удалые, стремительные, они рождали ненависть к себе сильнее, чем сотнями налогов и податей. И сами об этом не догадывались. 

По распространенному мнению, мигалки, «блатные» номера на автомобилях, кортежи, прочие лихачества и чудачества российских правящих элит на дорогах как раз наиболее ярко передают дух неофеодальной России начала XXI века. Отметим особо, что злоупотребления знати на дорогах — явление, свойственное даже не русскому феодализму (цари запросто прогуливались по петербургским паркам), а, скорее, французскому времени последних Бурбонов.

***

Европа XVIXVII веков

Однажды несколько юных девиц устроили пляски в храме, начали юродствовать. Они пели куплеты о том, что первосвященники служат золотому тельцу, союзничают с развратной королевской властью, давно забыли истинную веру, погрязли в роскоши и духовной немощи.

Девиц схватила стража и отдала под королевский суд, который, заручившись благословением первосвященников на расправу, начал процесс.

Были извлечены на свет божий пыльные протоколы древних соборов, прокуроры рылись в них, фарисействовали, говорили о нравственности и нарушенном общественном спокойствии. Фанатики по всему королевству потрясали поленьями для костра.

Ну а церковь в ответ на просьбы о милосердии кивала на языческую богиню Фемиду. 

История Pussy Riot в дополнительном анонсировании не нуждается.

 

Материал подготовили: Аглая Большакова, Александр Газов