Екатеринбургские власти намерены наказывать оппозиционеров за малочисленность проведенных ими акций

Ксения ФЕДОРОВА,

«Особая буква»

«Маршу тысяч» не хватило нулей

«Маршу тысяч» не хватило нулей
Власти Екатеринбурга, где регулярно проходят демонстрации и «прогулки», очень своеобразно интерпретировали закон «О митингах». Наказание может грозить тем организаторам акций, кто заявлял тысячи людей, но не смог собрать и нескольких десятков.
14 августа 2012
Эксперты удивляются логике чиновников: закон «О митингах» и установленные им ограничения направлены на обеспечение безопасности участников акций, а их малочисленность никак на это не влияет.

Во вторник стало известно, что руководство Екатеринбурга изучает возможность привлечения организаторов воскресной оппозиционной акции в поддержку арестованных по «болотному» делу к административной ответственности. Поводом для этого стали вовсе не нарушения во время ее проведения и даже не слишком большое количество участников, а наоборот — малочисленность мероприятия.

Дело в том, что группа граждан во главе со Станиславом Жарковым провела в минувшие выходные митинг. В заявке организаторы указали участие в нем 2 тыс. человек, но реально на площадь Труда пришло немногим более десяти активистов. При этом охрану мероприятия обеспечивали 150 сотрудников полиции, была установлена рамка металлоискателя, приехал экипаж скорой помощи.

Реакция екатеринбургских властей оказалась более чем эмоциональной. Специалист администрации города, курирующий публичные мероприятия, Сергей Новгородов заявил, что чиновники «возмущены позицией инициативной группы граждан во главе с Жарковым».

«Мы уже не просим, а требуем от организаторов публичных мероприятий реально оценивать свои возможности и указывать не выдуманное, а адекватное количество участников. Уважайте труд сотрудников полиции и скорой помощи, которые вынуждены отвлекаться от основного рабочего процесса для обеспечения безопасности публичных акций», — сказал Новгородов.

По его словам, в настоящее время в администрации изучается возможность привлечения организаторов воскресной акции к административной ответственности, так как ряд экспертов оценивают данные действия как провокационные и нарушающие законодательство.

Между тем оппозиционер Жарков в своем блоге написал, что он специально завысил число участников демонстрации: «Мы, естественно, не собирались проводить митинг на 2 тыс. человек. Это техническая цифра, примерная максимальная вместимость площади Труда. Максимум в заявке мы традиционно указываем, помня о тех временах, когда за превышение численности городская администрация подло пыталась привлечь организаторов к ответственности».

Адвокат Дмитрий Аграновский, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», считает, что наказывать оргкомитет неудавшейся екатеринбургской акции не за что. «Никакого нарушения проведения мероприятий нет. Ничего противозаконного я тут не вижу», — говорит он.

Аграновский отмечает, что законодательство о митингах в идеале существует для того, чтобы помочь гражданам обеспечить проведение публично-массового мероприятия и гарантировать их безопасность. Поэтому, по его словам, превышение количества полиции никакого значения не имеет, а вот ее недостаток на многочисленном митинге может обернуться несчастьем.

«Поэтому в данной ситуации то, что администрация города перестраховалась, — честь ей и хвала. Но привлечение к ответственности организаторов противоречит самому духу законодательства», — рассуждает эксперт.

Адвокат считает, что сейчас заявителей массовых мероприятий будут принуждать тем или иным способом вообще не проводить акции, создавая всевозможные препоны и пугая наказаниями: «Такая установка, мне кажется, есть сверху, однако она, скорее всего, ложно понята снизу».

Вообще несуразицы, связанные со скандальным законом «О митингах», происходят в Екатеринбурге не в первый раз. Так, 24 июня местный гражданский активист Ростислав Журавлев совершил очень необычную «контрольную прогулку» по городу. Необычность в том, что вместе с ним «прогуливались» не екатеринбургские «несогласные», а почти десяток сотрудников МВД.

Как позже выяснилось, Журавлев подал заявку на проведении массового мероприятия — прогулки по центру Екатеринбурга со своими друзьями. Акцию власти одобрили, но сам организатор о ней позабыл.

В назначенный день в 8 утра незадачливого активиста разбудил звонок полицейских, которые спросили, состоится ли заявленная «прогулка». Выйдя во двор, Журавлев увидел полицию и представителей Центра «Э» по Свердловской области. В итоге он в сопровождении правоохранителей был вынужден пройтись по центру Екатеринбурга.

Сам Журавлев потом объяснил журналистам, что на самом деле хотел проверить, как работает новый закон «О митингах». Оказалось — работает.

 

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов