Известные политики вместе с президентом ищут национальную идею

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Идеи есть?

Идеи есть?
Опрошенные «Особой буквой» политики пытаются помочь Владимиру Путину сформулировать «консолидирующую идею», поиском которой президент неожиданно озаботился.
17 августа 2012
Напомним, глава государства на днях предложил региональным уполномоченным по правам человека сформулировать идею, которая помогла бы консолидировать разрозненное российское общество. Будучи взращенным в СССР, он не мог не вспомнить красивую словесную формулу времен своей молодости — «советский народ». «В советский период много чего делали не очень хорошего, но много хорошего изобрели. Например, было такое понятие — советский народ, новая историческая общность», — заявил Владимир Путин.

Как ни относись к Путину, нельзя не признать, что в чем-то он прав. Российское общество разобщено, простите за тавтологию, по национальным, социальным, корпоративным и множеству других признаков. То есть российского общества как такового не существует. Как показала лондонская Олимпиада — точнее, ее обсуждение в блогах и на форумах — даже всеобъединяющий спортивный патриотизм остался в прошлом.

Большинство сограждан удерживают под сенью крыл двуглавого орла сложные чувства, мало напоминающие патриотизм. Одни неплохо кормятся с общего российского стола, не утруждая себя его наполнением, другим просто некуда бежать. Такое государственное образование может существовать неопределенно долгое время, но серьезный внутренний кризис, не говоря уж о внешней военной угрозе, разрушит его с потрясающей легкостью.

Мы обратились к нескольким российским политикам с предложением ответить на вопрос: какая идея, по их мнению, способна консолидировать российское общество?

Максим Резник, депутат петербургского Законодательного собрания от партии «Яблоко», сформулировал ее четко и кратко:

«Это политические права и свободы, независимый суд, неприкосновенность частной собственности, жизнь человека как высшая ценность. Эти принципы сформулировал еще Джон Локк в конце средних веков».

А вот депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев считает, что основное внимание следует уделить «архетипическим» ценностям:

«Для меня это что-то связанное с семьей и с миссией российского общества в нашем бурно меняющемся мире. Россия вполне может и даже должна найти свое место в глобальном пространстве, и глубинные архетипические ценности, такие как семейные, могут сыграть в этом большую роль».

Более пространно высказался один из лидеров «Национально-демократической партии» Владимир Тор:

«Консолидирующей идеей в России могло бы быть создание русского национально-демократического государства. Такого государства, в котором было бы ответственное перед своей нацией правительство, для которого русские национальные интересы были бы в эпицентре повседневных забот.

Такое правительство должно было бы беспокоиться обо всех русских, в том числе и проживающих за пределами России и не имеющих гражданства РФ. Таких людей в мире около 30 миллионов. Забота о них является насущным интересом России. Мы, русские, не можем отмахнуться от этих людей.

Это создание честного демократического государства, в котором люди могли бы при помощи честных выборов избирать те партии, которые бы они свободно создавали и регистрировали. К сожалению, в Российской Федерации до сих пор нет ни свободы слова, ни свободы совести, ни свободы союзов и собраний, да и права личности не защищены.

Это установление справедливого экономического порядка, при котором граждане РФ преодолели бы отчуждение от богатств страны. Это отчуждение произошло в «лихие 90-е» и продолжилось в не менее лихие 2000-е».

Член думской фракции «Единой России» Дмитрий Вяткин полагает, что консолидирующей идеей должно стать сплочение «во имя единой родины» против иностранного владычества:

«В этом году отмечается 200 лет Отечественной войне 1812 года, начавшейся с нашествия Наполеона и закончившейся вхождением русских и других союзнических войск в Париж. Тогда для всей Европы, которая пришла воевать в Россию под предводительством Бонапарта, это была захватническая грабительская война. А для всех подданных Российской империи, независимо от вероисповедания — а я могу напомнить, что не только русские сражались, были и полки башкирские, — для них для всех это была война народная, освободительная, все защищали свою Родину. И тогда все поняли, несмотря на национальные противоречия: какие-то 35 лет назад бушевала пугачевская война, было восстание Пугачева — все было забыто. И все объединились для борьбы с внешним врагом.

Все поняли, что самая большая ценность, которая у нас есть, — это Родина. Без родины нам нормально жить, с каким-либо иностранным владычеством, невозможно.

У нас разные взгляды на то, что нужно сделать в экономике, в политике, что делать с точки зрения законодательства, права. Но, обладая самыми диаметрально противоположными идеями, мы должны понимать, что это делается ради процветания нашей единой Родины. И разделять людей никому не дано права. Тот, кто будет сеять рознь, вспоминая обиды, у кого больше, кого меньше материальных благ, — действует в ущерб единой Родине».

«Мы на выборы шли с программой, где основные идеи — справедливость, социализм, демократия, — в свою очередь, напомнил депутат-коммунист Олег Куликов. — В мире не так много идей, сплачивающих общество. Вспомните французскую революцию и ее лозунг — «Свобода, равенство, братство». В той или иной форме эти ценности незаменимы. Любое государство — во-первых, классовое, а во-вторых — в нем имеет место принуждение. Если это государство общенародное, то там практически нет принуждения. Но у нас государство диктаторское, олигархическое. Поиски консолидирующей идеи в нынешнем государстве — это попытка примирить волков и овец. Я думаю, что при нынешней власти такая идея обречена на провал».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов