Появится ли в России «православный спецназ» для защиты святынь?

Ксения ФЕДОРОВА,

«Особая буква»

Если завтра в крестовый поход

Если завтра в крестовый поход
Создать в России добровольные православные дружины для защиты святынь и священников предложил глава движения «Святая Русь» Иван Отраковский. Однако даже сами христиане отмечают, что эта инициатива излишняя.
22 августа 2012
«Выходите с отцами, матерями, детьми, братьями и сестрами. В каждом районе есть свой храм, своя святыня. Защитите их, не отдайте на поругание! Каждый ответит перед Богом, что он сделал и что не сделал — встал ли за правду Христову или отсиделся дома», — заявил Отраковский, обращаясь к российским верующим.

Лидер «Святой Руси» объяснил свою инициативу тем, что он и его сторонники не могут «спокойно взирать, как попирается наша родная вера под трусливое молчание, а то и одобрение предателей, отрекшихся от Христа».

При этом Отраковский подчеркнул, что дружинники будут действовать строго в рамках закона и координировать свои действия с полицейскими. Одновременно он рассказал и о том, в чем будет заключаться само патрулирование:

«При обнаружении лиц, совершающих кощунственные действия в отношении православных святынь, оскорбляющих православную веру, проявляющих агрессию к священникам, мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры. Мы, если видим кощунника, берем его под руки, вызываем полицию и сдаем властям без всякого физического воздействия на него. Если он оказывает сопротивление, бросается на дружинников, они вправе в целях самообороны скрутить данного человека».

Одновременно Иван Отраковский заверил, что православные дружинники не будут оказывать давление на сторонников Pussy Riot. «Если человек идет в футболке с перевернутым крестом или с хулой на Господа — это наш клиент. Если идет в футболке Pussy Riot — да пусть идет», — сказал активист.

Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Степан Медведко считает идею руководителя движения «Святая Русь» излишней.

«По-хорошему вопрос защиты храмов от вандалов лежит на органах охраны правопорядка в стране, то есть полиции. Дело в том, что храм является не только сакральным местом для христианина, но и, как правило, памятником архитектуры, объектом культурного наследия для всех — то есть национальным достоянием граждан вне зависимости от того, являются они верующими или нет. С этой точки зрения защита храмов — государственная задача», — подчеркивает собеседник «Особой буквы».

При этом он отмечает, что у православных существует уже отлаженная система самоорганизации. Традиционно эти функции в России выполняют казачьи дружины. По его словам, казаки на 95 процентов, если не на 99, состоят из людей верующих.

Медведко призывает христианских активистов вместо создания «православного спецназа» заняться лучше борьбой с сатанинской символикой. Выявлять тех, кто распространяет подобного рода материалы, и обращаться в суд. Если печатная или какая-либо иная продукция с изображениями дьявола, трех шестерок будет признана экстремистской, то тогда организаторов и распространителей можно будет привлекать к ответственности.

Он напоминает, что вопрос о запрете использования сатанинской символики в России поднимался еще в 2004 году. Тогда депутаты от фракции «Родина» вносили в Госдуму законопроект, приравнивающий ее к фашистской символике, но документ был отклонен парламентом.

«Возможно, сейчас стоит повторно вернуться к этой идее и обсудить ее. Но для этого общество должно понять, что это моветон, это оскорбительно. Если общество, депутаты, которые являются представителями этого общества, поддержат эту инициативу, то это будет здорово», — полагает Степан Медведко, оговариваясь, что без этого закона никого на улице хватать, конечно, нельзя.

Еще большей критике инициативу Отраковского подвергла глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, предложив в ответ создать и атеистические дружины, потому что «люди ведь имеют право быть атеистами».

Она также заметила, что представителям других религий тоже придется начать охранять свои святыни.

«Будут эти дружины ходить и требовать справедливого наказания. Представляете, что получится в нашей мультирелигиозной и мультинациональной стране? Или у нас православие стало государственной религией без изменения Конституции?» — задается вопросом правозащитница.

 

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов