В Совете по правам человека идет процесс одобрения кандидатур — от политиков решили отказаться

Татьяна РЯЗАНОВА,

«Особая буква»

Кандидатская по правам человека

Кандидатская по правам человека
В Совете по правам человека при президенте РФ продолжают рассматривать претендентов на включение в свой состав. Среди одобренных кандидатур оказались журналисты и экологи, а вот от политиков решили отказаться.
28 августа 2012
Стали известны имена первых претендентов на 13 вакантных мест в СПЧ. Рабочая группа рассмотрела примерно треть из 190 анкет, которые поступили от некоммерческих организаций. Достоянием общественности стал список тех, чьи кандидатуры отклонили.

Избрание новых кандидатов в президентский Совет по правам человека стало актуальным после массового исхода из него известных фигур, которые начали покидать СПЧ еще в декабре прошлого года. Тогда на фоне скандалов с итогами парламентских выборов о своем выходе из совета заявили журналисты Ирина Ясина и Светлана Сорокина. Но по-настоящему заметный отток кадров произошел после возвращения в президентское кресло Владимира Путина. Из СПЧ ушли Федор Лукьянов, Ида Куклина, Александр Аузан, Светлана Ганнушкина, Юрий Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин, Эмиль Паин, Елена Панфилова, Леонид Радзиховский и Алексей Симонов.

После этого глава Совета по правам человека Михаил Федотов заверил общественность, что покинет свой пост, если из структуры уйдут 20 человек. Пока вакантными остаются 13 мест.

На днях стали известны имена первых претендентов. Рабочая группа СПЧ рассмотрела примерно треть из 190 анкет, поступивших от некоммерческих организаций. Для участия в общественных интернет-консультациях, которые начнутся 1 сентября на сайте совета, одобрены кандидатуры филантропа Елены Глинки, главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева, журналистов Елены Масюк и Станислава Кучеры, краснодарского эколога Сурена Газаряна, телеведущего Леонида Парфенова, члена Общественной палаты Иосифа Дискина, правозащитницы Эллы Поляковой, главы фонда «Миграция — XXI век» Вячеслава Поставнина, правозащитников Валерия Борщева, Андрея Бабушкина, Александра Верховского, Игоря Сажина, Марии Каннабих, предпринимателя Яны Яковлевой и других.

Стали известны и те, кого члены рабочей группы отклонили. Среди них оказался адвокат Владимир Жеребенков, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, глава общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков и правозащитник Александр Брод.

Не захотели члены совета включать в свои ряды и главного редактора газеты «Новые известия» Валерия Якова, который стал министром по информационной политике Московской области. Свое решение члены СПЧ аргументировали тем, что госслужащих в совете быть не должно.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов считает, что основная проблема предыдущего состава СПЧ была в его малой договороспособности.

«Совет — это всегда умение идти на компромисс. Если этого нет, то смысл его существования нивелируется. Совет должен стать альтернативным каналом доставки коммуникации, выработки совместных решений, — рассуждает он. — В идеале СПЧ нужно работать напрямую с президентом. Проводить экспертизу законопроектов, предлагать собственные изменения».

По мнению эксперта, прежний состав совета отличался тем, что в нем был целый ряд игроков, которые использовали СПЧ как плацдарм для пиара, а людей, которые старались действительно работать, было не очень много. Но они есть. Например, редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов — адекватная и актуальная фигура.

Оценивая уже одобренные кандидатуры на попадание в СПЧ, Абзалов отмечает, что ряд из них имеют шанс. Но неочевидно, что это должны стать представители СМИ: «Интересно сравнить Леонида Парфенова и Павла Гусева. Последний является главредом одного из крупнейших изданий России, работающим на четко определенную целевую аудиторию».

Собеседник «Особо буквы» говорит о необходимости соблюдения баланса в совете с учетом возраста его членов, чтобы он «не превращался в почетную пенсию для общественников и был действующим органом. Я очень удивлюсь, если в совете окажется кто-то младше 25 лет. Ведь именно баланс во всех сферах позволит вести содержательный разговор с властью».

В настоящее время, считает политолог, возможны два варианта взаимодействия Совета по правам человека с руководством страны: «Первый — совет все одобряет по умолчанию. Смысл такого СПЧ нулевой. При отсутствии критики непонятно, в чем суть консультаций. Второй — наоборот, все зарубает. И в этом случая не ясно, в чем его эффективность, потому что в результате никакой работы не происходит».

Дмитрий Абзалов полагает, что Владимир Путин готов к диалогу с советом, однако самому СПЧ необходимо сформировать консолидированную позицию.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов