Поэтому я вот так, с ходу, не могу сказать, что ничего не было. И если человек хороший журналист, пишущий неравнодушные материалы, это не значит, что он не может при этом немножко смухлевать. Ведь если работать абсолютно чисто, то журналистикой денег не заработаешь — вопреки всеобщему общественному убеждению. Тем более на периферии.
Нет, упаси боже, я ни на что не намекаю! Я просто хочу сказать, что не могу считать Панову ни в чем не виноватой просто потому, что она ругала власть. Но! Вот в этом и есть суть дела. Что бы она ни делала, как бы ни строила свой информационный бизнес, все это никого не интересовало бы, если бы Ura.Ru не наезжала на власть. Причем на всю уральскую власть скопом. И штатскую, и в погонах. И губернатору, и полицейскому руководству доставалось от журналистов агентства. И я ни секунды не сомневаюсь, что только поэтому и возникли все эти экономические дела.
Схема-то отработанная. Политику не пришьешь. Да и статей в УК таких пока, слава богу, нет. А вот поймать человека на чем-то и объявить его не борцом за справедливость, а тривиальным мошенником, — вот это запросто! И народу это понятно будет: мол, да вы чего, они же обычные жулики, а на власть накатывают потому, что эта власть мешает им воровать. То есть вывернуть ситуацию наизнанку! А уж если к человеку и в самом деле есть где придраться… Я надеюсь, что это все же не тот случай. Что Панову оговаривают и что все эти свидетели не свидетели, а «свидетели».
Но если и вправду что-то было, можете не сомневаться, что портал и его редактора сто процентов задавят. Его и так задавят с большой вероятностью — даже если обвинения надуманные. Не для того же их надумывали, чтоб позволить им с легкостью рассыпаться.
Хотя, конечно, можно вынудить пойти человека на компромисс. Заставить его приумолкнуть, перестать публиковать все эти разоблачения и расследования. Если журналист к такой сделке готов, то его могут и пожалеть. Напугали, и будет, мы же не садисты какие-то, в самом деле.
Тут, разумеется, надо обратить внимание и на то, что речь идет пускай и об уральском, но все-таки провинциальном СМИ. В провинции критиковать власть во много раз труднее, чем в столице. С одной стороны, резонанса меньше. Кто обращает внимание на местные публикации? Даже местное население не всегда ими интересуется. И если такое издание попробуют прищучить, то на его защиту не выйдут толпы читателей. И повлиять на власть публикациями в провинциальных СМИ по той же причине намного сложнее.
А вот власть эта не менее обидчива, чем столичная, но еще более наглая и не имеющая никаких сдерживающих факторов. Они же там как князья в своих губерниях. Их мера власти куда больше московской — вот в чем штука. То есть противник у провинциальных журналистов более опасный, а сами они не столь сильны. В этом отличие от столицы.
И шанс Ura.Ru и Аксаны Пановой в том, что в Москве про их историю узнали, что эта история теперь известна всем.
Ну и еще раз остается понадеяться, что по криминальной составляющей там все на самом деле чисто. Иначе беда.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов