Глава Минобрнауки: учителям — зарплаты, школьникам — форму, взяткам — бой. А образованию — конец?

Татьяна РЯЗАНОВА,

корреспондент «Особой буквы»

Минобр замедленного действия

Минобр замедленного действия
На «правительственном часе» перед Госдумой отчитывался Дмитрий Ливанов. Его критиковали все, но это отнюдь не гарантия, что нововведения Минобрнауки будут приостановлены. Скорее, наоборот: реформы образования будут продолжены.
14 ноября 2012
Выступление в нижней палате парламента министра образования и науки Дмитрия Ливанова пришлось на самый неудачный момент — совсем недавно был обнародован весьма сомнительный список эффективных и неэффективных вузов в стране. В результате большая часть правительственного часа оказалась посвящена именно этому. Министра не покритиковал только ленивый. Однако Ливанов все-таки нашел способ произнести своего рода партийную агитку: «У нас все хорошо, а станет еще лучше». Он пообещал усиление борьбы со взяточничеством и получением дипломов за деньги, возврат школьной формы и повышение зарплат учителям. Но курс Минобра останется неизменным, как бы ни возмущались депутаты и общество. А это равносильно разрушению остатков советской системы и строительству новой, цель которой — элитарное, а не общенародное образование.

Свое 20-минутное выступление перед депутатами министр Дмитрий Ливанов начал с рассказа о победах. «Мы можем говорить об определенных положительных достижениях в сфере защиты детства, — начал он. — У нас всего за пять лет на 29 процентов (51 тыс.) уменьшилось число детей в государственном банке данных о детях-сиротах. У нас на 12 тыс. — 19 процентов — сократилось число родителей, лишенных родительских прав».

Затем он посулил всем педагогам повышение доходов: зарплата воспитателей в детсадах «уже к 2013 году будет доведена до средней зарплаты в сфере общего образования в регионе», аналогичная радость ждет и педагогических работников в школах, к которым относятся психологи, библиотекари, — их зарплата «будет доведена до средней зарплаты в регионе». При этом научно-педагогические работники вузов смогут рассчитывать на 200 процентов от средней зарплаты по региону, но только к 2018 году.

Использовал Ливанов отведенное ему время и для расхваливания скандального законопроекта «Об образовании», который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Педагоги и родители камня на камне не оставляют от документа, критикуя его и заявляя, что его принятие ведет Россию к всеобщему платному образованию. Но Ливанов, не упомянув о мнении своих оппонентов, сыпал лишь «сладкие слова» без отсылок к конкретным статьям закона.

Министр обещал, что к 2015 году «мы полностью ликвидируем очереди в детские сады», признавая, что сейчас в очереди на попадание в детский садик находятся 360 тыс. малышей. Напомним, законопроект вводит условие, что ребенку может быть отказано в приеме в дошкольное учреждение «только по причине отсутствия свободных мест». Таким образом, власти фактически легализуют дикие очереди в детские сады, которые формально пока вне закона.

Однако парламентариев больше интересовал совсем другой вопрос — пресловутый антирейтинг неэффективных вузов, который был опубликован не так давно Минобром. Депутаты оживились, когда Ливанов сказал о том, что в России количество вузов в 90-е годы выросло почти в два раза, а уровень образования при этом снизился. «Он не соответствует ни ожиданиям студентов, ни запросам экономики», — многозначительно произнес министр. По его словам, тут есть как объективные, так и субъективные причины. Среди них чиновник назвал сдачу экзаменов за деньги, списывание, плагиат.

«Это прямой обман. Это сегодня обычное дело в значительном числе вузов. И здесь нам нужно в течение короткого времени навести порядок. Главная задача — чтобы наши вузы не занимались халтурой, профанацией, обманом студентов и государства, а студенты были уверены в том, что они получают качественное, востребованное образование», — пояснил Ливанов. Именно в целях выявления неэффективно работающих вузов, а также их филиалов и проводится мониторинг.

Министр сообщил, что ждет высшие учебные заведения. По результатам мониторинга их рассортируют на три группы. В первую попадут те, кто априори не может быть эффективным, поскольку они реализуют образовательные программы в области искусства, культуры, спорта. «Они будут исключены из перечня вузов, признанных неэффективными», — пообещал глава Минобразования.

Во второй группе окажутся те вузы, которые неэффективны и нуждаются в оптимизации деятельности. Для них разработают программы развития, а в необходимых случаях заменят руководство.

Хуже всего придется третьей группе — их будут реорганизовывать.

«Выгодоприобретателями от мероприятий станут студенты», — уверен министр.

Но эти сладкие обещания явно не внушили доверия депутатам, которые буквально катком проехались по мониторингу.

Высказался Дмитрий Ливанов и о совершенствовании ЕГЭ: «Мы введем устную часть экзамена по иностранному языку, а потом и по другим гуманитарным предметам, будет ЕГЭ в компьютерной форме сначала по информатике, а потом по другим предметам».

Почему-то парламентариев это заявление не смутило, хотя оно полностью противоречит целям Единого государственного экзамена. Они зацепились за проблему мониторинга вузов.

Коммунист Олег Смолин заявил, что результаты мониторинга вызывают только смех сквозь слезы. «Предлагается измерять температуру тела спидометром, а кровяное давление — в децибелах», — возмутился он и начал перечислять критерии, по которым измерялась пресловутая эффективность. «Средний бал студента по ЕГЭ. Понятно же, что он зависит от престижности будущей профессии», — указал член КПРФ. Он уверен, что не лучше и критерий «количество иностранных студентов»:

«Например, Литературный институт имени Горького. Среди его выпускников больше лауреатов Госпремии, чем среди Госдумы, Совета Федерации и правительства, но он в красной зоне. Ему что, для Африки готовить русских писателей?»

Возмутил депутата и критерий «количество квадратных метров». «Тогда получается, что вуз должен отчислять студентов, сохранять квадратные метры, тогда он окажется в числе передовых».

В свою очередь, эсер Виктор Шудегов заметил, что мониторинг проводился втайне от общественности, «как на подпольной партийной сходке». Он напомнил незнающим, что существует сегодня только один законный путь проверки вузов — «качество подготовки выпускников, а не количество иностранных студентов».

Наиболее эмоциональной была справедливоросс Светлана Горячева, которая спросила: может быть, настало время принять закон об ответственности, в том числе и уголовной, за последствия деятельности министров?

«Ведь за мешок картошки мужика можно в тюрьму посадить. А за эксперименты, которые проводятся то в одном министерстве, то в другом, увы, должностные лица остаются безнаказанными», — негодовала она.

Дмитрий Ливанов на это ничего не ответил…

 

Материал подготовили: Ксения Федорова, Мария Пономарева