5 декабря в столице Кабардино-Балкарии Нальчике был убит 28-летний журналист Казбек Геккиев

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Золотое перо в бок

Золотое перо в бок
Внезапная смерть от рук наемных убийц — профессиональное заболевание журналистов, работающих на Северном Кавказе. Они имеют большую вероятность погибнуть, чем столичные правдоискатели из кафе «Жан-Жак».
6 декабря 2012
Вечером 5 декабря в столице Кабардино-Балкарии Нальчике был убит 28-летний Казбек Геккиев, корреспондент республиканской государственной телерадиокомпании. Согласно предварительным данным следствия, двое киллеров подстерегли Геккиева в машине, припаркованной возле дома №171 по улице Кирова. Когда журналист проходил мимо автомобиля, убийцы вышли из него и заговорили с Казбеком. После короткого разговора один из преступников достал пистолет и несколько раз выстрелил. Затем бандиты сели в свой автомобиль и скрылись. Оперативные планы «Перехват» и «Вулкан-3» не дали результатов.

 

В СМИ и блогосфере обсуждаются разные версии покушения на Казбека Геккиева. Так, Politklub-ru пишет: «Это дело балкарских националистов, которые неоднократно ему угрожали. Казбек Геккиев пропагандировал программу строительства в Балкарии туристического кластера и жестко критиковал ее противников. Кроме того, журналист правдиво и объективно рассказывал об отдельных преступлениях, совершенных экстремистами». С ним не согласен avrom_caucasus: «Несмотря на угрозы, действительно ли «лесные» стоят за этим преступлением — с достоверностью утверждать нельзя. Как говорят местные журналисты, «Угрожать журналистам нашего телевидения или правительственных газет — абсурд полный! Они ничего не говорят и не пишут, так как не могут! Точно ли это «лесные»? Сейчас под них все что угодно можно списать. Геккиев был слишком безобиден и для «лесных», и не для «лесных». А руководитель республиканского филиала ВГТРК «Вести Кабардино-Балкарской Республики» Людмила Казанчева заявляет, что в последнее время он работал диктором и лишь читал новости, подготовленные другими журналистами. В ставшем для него последним вечернем эфире «Вести КБР» Казбек передавал репортаж об убийстве целительницы из Баксана.

Есть мнение, что преступление может иметь экономическую подоплеку: возможно, погибшего спутали с его братом Алибеком Геккиевым, который возглавляет транспортный отдел фирмы «Эдельвейс-Холдинг». Впрочем, эта версия наиболее шаткая, а что касается убийства по ошибке, то оно в этом случае однозначно исключается. По свидетельству очевидцев, киллеры напрямую спросили журналиста: «Ты Казбек Геккиев, который на телевидении?» Получив утвердительный ответ, они расправились с ним. Поэтому основной версией является именно профессиональная деятельность погибшего.

«По словам журналистов из Кабардино-Балкарии, угрозы в адрес представителей местных СМИ поступили от боевиков около полугода назад, но тогда не были озвучены конкретные имена. И, честно говоря, никто не подозревал, кто вошел в эти так называемые расстрельные списки. Боевики угрожали и журналистам государственных СМИ, и блогерам. Я разговаривал с одним из самых известных кабардино-балкарских блогеров. Девушка очень напугана и даже задумалась о том, чтобы больше вообще ничего не писать в свой блог», — свидетельствует Заур Фарниев, корреспондент «Коммерсанта» во Владикавказе.

Гибель Геккиева подтвердила известную всем аксиому: журналист на Северном Кавказе находится в зоне риска. Он рискует в большей степени, чем обычный обыватель, поскольку в силу профессиональной необходимости вынужден лезть туда, куда лезть опасно. При этом у него нет охраны, как у представителей администрации, и, в отличие от различных силовиков, уголовных преступников и бандподполья, нет своего оружия. Спор между журналистом и раздражительным ньюсмейкером в этом регионе часто разрешается по принципу «нет человека — нет проблемы».

Так, в августе 2008 года был убит Магомед Евлоев, главный редактор сайта «Ингушетия.Ru». По официальной версии, он был задержан по подозрению в организации массовых беспорядков и других преступлений. На машину, в которой журналиста везли сотрудники милиции, совершили нападение его сторонники, и один из милиционеров якобы нечаянно застрелил Евлоева.

После чего, как свидетельствует Магомед Хазбиев, смертельно раненного Евлоева «случайно» выбросили из машины возле больницы в городе Назрань. Есть версия, что его «случайная» гибель связана с активным оппонированием Магомеда тогдашнему руководителю Ингушетии Мурату Зязикову.

Макшарип Аушев, который сменил Евлоева на посту главного редактора «Ингушетии.Ru», погиб 25 октября 2009 года. Машина, в которой находился Аушев и его двоюродная сестра Таузела Дзейтова, была обстреляна в Чегемском районе Кабардино-Балкарии из автомата Калашникова. Журналист погиб на месте.

Ранее, в марте 2008 года, в своей квартире в Москве был убит Ильяс Шурпаев, корреспондент Первого канала, сотрудничавший также с изданиями группы «Коммерсант», с дагестанскими газетами «Черновик» и «Настоящее время». Известно, что он упоминался в черном списке дагестанской газеты «Настоящее время»: в него вошли те, кого генеральный директор газеты не хотел видеть на страницах издания и в редакции.

«Ну дожили! Теперь я Дисисдент! И смех и грех. Я тут писал уже, что в одной дагестанской газете идет борьба журналистов с учредителями. Те, по словам журналистов, хотели их использовать в качестве информационных киллеров. Потенциальные киллеры взбунтовались. Но это все дела слишком серьезные и для моего ума непонятные. Я вот с чего офигел. Учредители дали список людей, которых нельзя в этой газете печатать, упоминать и даже с ними трахаться (зачеркнуто), общаться в стенах редакции. И вот я там в первых рядах! Во главе списка!», — это была последняя запись в блоге Шурпаева (орфография и пунктуация автора сохранены. — Ред.).

Считается, что Шурпаева убили трое «гастролеров» из Таджикистана, в августе 2008 года приговоренные Верховным судом республики к длительным срокам заключения.

5 марта 2010 года в Махачкале убили Шамиля Алиева, создателя и руководителя радиостанций «Прибой» и «Ватан», директора телеканала «ТНТ-Махачкала». Его автомобиль обстреляли из автоматического оружия неизвестные, которые быстро скрылись с места преступления.

11 августа того же года тоже в Махачкале погиб главный редактор телекомпании «Махачкала-ТВ», бывший руководитель отдела исламского просвещения Духовного управления мусульман Дагестана Магомедвагиф (Султан) Султанмагомедов.

А 15 декабря 2010 года ночью также в Махачкале был убит учредитель еженедельника «Черновик» Хаджимурад Камалов. Он не умер на месте, несмотря на то, что преступники выстрелили в него 14 раз, но скончался по дороге в травмпункт.

«Следствие связывает убийство Камалова с его профессиональной деятельностью. Местные эксперты отмечают, что журналист был неудобен представителям различных влиятельных слоев Дагестана, что давало большое количество мотивов для его устранения», — пишет «Кавказский узел».

«Кавказский след» есть и в убийстве сотрудницы «Новой газеты» Анны Политковской. А ответственность за гибель журналистки и правозащитницы Натальи Эстемировой, убитой в 2009 году, председатель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов возложил непосредственно на Рамзана Кадырова. Последний объявил обвинения Орлова клеветой и отозвался о погибшей с истинным рыцарством:

«Зачем Кадырову убивать женщин, которые никому не нужны. У нее чести, достоинства, совести не было никогда…»

Это далеко не полный перечень журналистов, чья гибель была связана с работой на Северном Кавказе. Впрочем, сотрудница «Новой газеты» Ольга Боброва, к которой мы обратились за комментарием, призывает не демонизировать регион, как часто делают зарубежные журналисты: «Все зависит от времени, от ситуации, от территории — есть замечательные спокойные республики».

Оценивая ситуацию и условия журналистской работы в Кабардино-Балкарии, Боброва отмечает, что в горных районах этой республики действительно может быть «неприятно», как было «неприятно» в Нальчике в 2005 году.

При этом, отмечает корреспондент «Новой», местные журналисты, которые живут в пределах досягаемости своих «персонажей», подвергаются большей опасности, нежели их коллеги, приезжающие туда в командировку.

Но, как бы то ни было, именно Северный Кавказ лидирует по уровню смертности среди наших журналистов. Должно быть, даже в горячих точках за пределами нашей страны их погибает меньше, чем на этой номинально российской территории, практически очищенной, согласно заверениям официальных лиц, от террористов. Скорее всего, смерть Геккиева, кто бы за ней ни стоял, не станет последним преступлением такого рода.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов