О чем глава государства поведал стране и миру, выступая перед Федеральным собранием

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Усталость металла в голосе

Усталость металла в голосе
Президент, выступая перед Федеральным собранием, был краток — его речь длилась менее полутора часов. Сложилось впечатление, что в отличие от другого крупного чиновника Владимир Путин больше не хочет или не может «трепаться бесконечно».
12 декабря 2012
12 декабря президент Владимир Путин выступил перед депутатами Федерального собрания. Он обещал увеличить господдержку многодетных семей, разрешить въезд в Россию только по загранпаспортам и подумать о восстановлении партийных блоков на выборах. Когда-то в будущем.

Выступление президента началось ровно в полдень и продлилось чуть больше часа. Во вступительной части Путин похвалил себя за то, что «за первые 12 лет нового века сделано немало», пройден «огромный по важности этап восстановления и укрепления страны». После чего немного сгустил тучи, рассказав о глобальных конфликтах, которые будут потрясать мир в ближайшем будущем. Объясняя, в чем суть «естественного» патриотизма, президент призвал духов Льва Гумилева и Александра Солженицына, затем открыл присутствующим, в чем состоит истинный суверенитет России:

«Что означает суверенитет России в ХХI веке? Мы часто и много говорим сегодня об этом. В первую очередь достаточны и собственные ресурсы страны не для того, чтобы все производить у себя. Сегодня так уже в мире никто не живет, и я думаю, что уже никогда никто так жить не будет. Россия должна не просто сохранить свою геополитическую востребованность — она должна ее умножить, она должна быть востребована нашими соседями и партнерами».

Пассаж про «геополитическую востребованность», которую Россия должна умножить, прозвучал довольно двусмысленно. Тут можно вспомнить полтора острова на Амуре, переданных КНР, или участок Баренцева моря, недавно отошедший Норвегии. Судя по этим событиям, наша страна вполне «востребована» соседями и партнерами.

Следующий большой фрагмент речи был посвящен, как говорят чиновники, «социалке». Принципиальный докладчик не стал замалчивать очевидные проблемы — от дефицита жилья до высокого уровня смертности, особенно среди мужчин среднего возраста. При этом он оговорился о «безответственном отношении общества в вопросах здорового образа жизни». (Добавим от себя, что «здоровый образ жизни» требует свободного времени и свободных денег — то, чего у большинства сограждан не имеется.) Но в то же время, сказал президент, за последние четыре года средняя продолжительность жизни выросла на два с половиной года, а в последние пять месяцев рождаемость превысила смертность. Он, правда, не уточнил, какую долю в «естественном приросте населения» составляют дети натурализованных мигрантов.

Президент пообещал с 2013 года выплачивать дополнительные пособия после рождения третьего и последующих детей.

«Я все-таки убежден, что нормой в России все-таки должна стать семья с тремя детьми», — заявил Путин.

Он поделился с присутствующими планами возродить инженерные школы и провинциальную интеллигенцию и в целом «больше обращать внимания» на «человека труда». В ходе выступления глава государства освежил свой зимний тезис о том, что именно «люди труда» являются настоящим «креативным классом».

Уже привычно прозвучало обещание «создать и модернизировать» 25 млн рабочих мест к 2020 году. Правда, если вспомнить, что депутат Гаджимет Сафаралиев готов привлечь в Россию 50—70 млн «трудовых мигрантов», то становится ясно, что 25 млн новых рабочих мест — это явно недостаточно, чтобы занять все трудоспособное население.

Затронув тему воспитания молодого поколения, президент посетовал, что в предшествующие 15—20 лет были «утрачены многие нравственные ориентиры». «Все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше: создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России», — предупреждает он.

«Укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» Владимир Путин предполагает с помощью преподавания «истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий», студенческих спортивных клубов и стройотрядовского движения.

Кстати, некоторое время назад «Особая буква» коснулась темы старых-новых стройотрядов, которые фактически превратились в прачечные для молодых да ранних мошенников:

«Максим Мищенко… начал с того, что создал студенческий стройотряд. Человечку предлагают поработать летом за 30 тысяч, тот с радостью соглашается. Потом он эти 30 тысяч получает, а расписывается за 60. Ну и вот Мищенко жестко пригласили возглавить «Румол»».

Вряд ли глава государства, которого так восхищают возрожденные стройотряды, в курсе таких подробностей.

Говоря о патриотическом воспитании, Владимир Владимирович напомнил, что история России началась не с 1991-го и не с 1917 года. «Разве справедливо, что у нас до сих пор нет ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой войны? Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти и из истории», — сказал он.

Должно быть, идеологический отдел Кремля пришел к выводу, что патриотический миф не может держаться на одной лишь Великой Отечественной войне — хотя бы в силу того, что эту войну вело социалистическое государство. Но адаптировать для нужд патриотической пропаганды «Великую войну» 1914—1918 годов в силу ряда причин будет нелегко.

Затем президент перешел к самому скользкому вопросу — национальной, или, как теперь принято говорить, межэтнической политике. Он заявил, что «Россия веками развивалась как многонациональное государство», и гневно обрушился на «националистов и экстремистов всех мастей», которые «тянут страну к распаду». В то же время глава государства пообещал не допустить появления «замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила». Вообще-то такие «анклавы» давно существуют: многочисленные диаспоры давно стали почти официальными и весьма влиятельными субъектами российской внутренней политики. Но президенту об этом, наверное, не доложили.

Затем Путин сделал весьма неожиданное заявление:

«…В таких условиях, когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно. Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран».

Эти слова, вероятно, заставили обеспокоенно заерзать бессменных президентов некоторых «независимых государств», бюджет которых на треть, а то и наполовину составляют заработки гастарбайтеров, работающих в РФ. Впрочем, с этой проблемой наши евразийские партнеры, скорее всего, благополучно справятся, наладив в своих странах выдачу загранпаспортов за скромный бакшиш.

Путин поделился убежденностью, что для России «нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии», предупреждая, однако, от «реализации стандартов, навязанных извне». Что он подразумевает под этими стандартами — не совсем понятно.

Рассуждая о демократии, глава государства сделал еще одно неожиданное заявление:

«Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Государственную думу — к партийным спискам и по одномандатным округам, которые, конечно, еще нужно будет определить. Согласен с этим, давайте вернемся. Некоторые говорят и о восстановлении права участия в выборах избирательных блоков. Давайте подумаем отдельно над этим вопросом».

Говоря о «моральном авторитете государства», точнее, государственной власти, Путин попросил поддержать «законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции».

«Подождите аплодировать. Может, вам не все понравится еще», — предупредил он слушателей.

Недвижимость за рубежом, которой владеют госслужащие, должна быть надлежащим образом «задекларирована», кроме того, чиновник должен отчитаться о стоимости недвижимости и о доходах, позволивших ее приобрести, сказал Владимир Владимирович.

Президент не оставил без внимания и СМИ: «Сами СМИ (мы это прекрасно понимаем), которые работают в рыночных условиях, не должны выставлять на продажу и торговать объективностью своей информации, а должны руководствоваться в своей работе прежде всего интересами всего общества, высокими нравственными принципами».

Очевидно, утренние визиты «козлов» (определение Дмитрия Медведева) способствуют росту нравственности и объективности российских журналистов.

В экономическом блоке своего послания Путин отметил две главные проблемы: «однобокую сырьевую экономику» и ее «офшорный характер».

«Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. Поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу», — распорядился президент.

В утешение предпринимателям он заверил присутствующих, что перехода к прогрессивному налогообложению, за что ратуют левые, не будет: «Прогрессивка… справедливости не обеспечит. Наоборот, это будет бременем для миллионов людей со средними доходами. Если вы начнете считать, к чему это приведет, вы убедитесь, что так и оно и будет. И, кроме всего прочего, что еще будет? Будет уход от налогов и недополучение в бюджет, в казну соответствующих объемов денег от этого налога».

Кроме того, президент пообещал бизнесу доступные кредиты, стимулирующие налоги, удобные административные процедуры и низкую инфляцию. В ближайшее время, считает он, РФ должна стать «крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания».

В конце своего выступления Владимир Путин снова сравнил динамику развития России в «90-е годы» и «после 2000-го». «Нам удалось переломить разрушительную тенденцию», — заверил он собравшихся. В заключение глава государства призвал всех «впрячься в общую созидательную работу» и поблагодарил за терпение и внимание.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Роман Попков, Александр Газов