Нынешний президент Французской Республики еще во время избирательной кампании пообещал ввести 75-процентный суперналог для богатых. И, победив на выборах, он не стал тянуть с исполнением обещаний.
Богатые французы не пришли в восторг от решения главы государства и один за другим стали отказываться от французского гражданства. «О решении покинуть родину заявили глава концерна по производству товаров премиум-класса LVMH Бернар Арно, глава Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар, почетный президент L`Oreal Линдси Оуэн-Джонс и актер Жерар Депардье», — сообщила интернет-газета «Телеграфист». Последний сперва решил променять французское гражданство на бельгийское подданство. Но, должно быть, камрад Аро, премьер-министр Франции, в юности был поклонником мсье Депардье и разочарование в кумире пережил болезненно. Поэтому он назвал поведение актера «жалким».
Депардье взбеленился и опубликовал в Le Journal du Dimanche письмо, в котором сообщил, что работает с 14 лет, верой и правдой платит налоги любимой Франции — за 45 лет заплатил их на сумму 145 млн евро — и не заслуживает подобного обращения. А на частной вечеринке пошутил, что раздумывает о трех вариантах «побега»: в Бельгию, в Черногорию и в Россию, добавив, что «Путин уже прислал ему паспорт».
Шутка стала достоянием общественности, и наш Владимир Владимирович действительно прислал актеру паспорт. А великий Жерар принял предложение стать россиянином. Хотя ему в итоге так и не пришлось бы платить 75-процентный налог: Конституционный суд Франции признал эту меру противоречащей основному закону страны.
Растроганный актер опубликовал еще одно открытое письмо, в котором признался в любви к РФ. «Я обожаю вашу страну, Россию, ваших людей, вашу историю, ваших писателей. Я обожаю вашу культуру, ваш образ мышления. Мой отец в свое время был коммунистом и слушал радио Москвы! Это тоже часть моей культуры», — писал он. Подлинным хитом стало его утверждение, что Россия — «страна великой демократии».
Жерар пообещал выучить русский язык; он уже уверенно знает лозунг «Slawa Rossii!».
В стране «вечных снегов и разгуливающих по улицам медведей» «гражданину Депардьевскому» (так обозвали свежеиспеченного россиянина журналисты The Times) устроили пышный прием в столице Мордовии Саранске. В дополнение к российскому паспорту ему вручили «паспорт мордвина» и предложили пост министра культуры республики. Скромняга Жерар отказался от этой великой чести, поскольку, по собственному выражению, является «министром культуры мира».
Спустя некоторое время ему поступило еще более лестное предложение — место в труппе Тюменского БДТ с окладом в 16 тыс. рублей. «Вместе с надбавкой за звание может получиться 23 тыс. рублей минус подоходный налог, который в России ниже, чем во Франции», — уточнил журналистам директор театра Сергей Осинцев.
9 января нового гражданина позвали жить в Белореченский район Краснодарского края. Актера соблазняли прекрасным климатом и самыми красивыми женщинами в надежде, что он поднимет уровень культуры местных жителей и научит их разбираться в хорошем кино.
Однако сам «гражданин Депардьевский» пока не спешит принять предложения, которыми осыпали его провинциальные руководители. Более того, он решил не останавливаться на российском подданстве и, судя по всему, присматривается к гражданству Черногории. Депардье уже стал «послом черногорской культуры в мире».
В общем, знаменитый актер неплохо развлек публику во всем мире, а в особенности в России, где в новогоднюю «декаду ужаса» общественная жизнь замирает.
Какие выводы можно сделать из непридуманной комедии «Побег Жерара»? Во-первых, эта скандальная история станет аргументом в вечном споре о том, нужна ли России прогрессивная система налогообложения.
На первый взгляд демарш Жерара Депардье — просто идеальный аргумент в копилку либертарианцев. Посудите сами: стоило левым силам у власти лишь заикнуться о намерении ввести прогрессивную шкалу налогообложения, как богачи, вместо того чтобы пополнять казну, потянулись на выход. А в данном случае Французская Республика понесла еще и имиджевые потери, которые не измеряются в евро. Прекраснодушные левые интеллектуалы смотрят в сторону и пытаются перевести разговор на тему погоды…
Между тем во многих развитых странах принята именно прогрессивная шкала налогообложения: граждане с минимальным доходом платят налог по низкой ставке или не платят вовсе, тогда как состоятельные лица выплачивают в казну более половины дохода. Согласно данным компании NORDIC PARTNERS, максимальная ставка подоходного налога в Дании составляет 59 процентов, на родине «шведского социализма» — 56 процентов, в Нидерландах — 52 процента, в Норвегии — 51,3, в Австрии, Бельгии и Великобритании — 50 процентов. В Австралии и Израиле максимальное значение НДФЛ достигает 47 процентов, в Германии и Китае — 45, в Испании и Италии — 43 процентов.
Очевидно, что без совокупного пополнения бюджета государство не в состоянии выполнять социальные обязательства. А социальные обязательства — это не только выплата пособий потомственным почетным безработным. Это поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии, это содержание армии, полиции, органов государственного управления, систем медицины и образования — словом, обеспечение эффективности государства.
В упомянутом списке NORDIC PARTNERS перечислены и те государства, где НДФЛ не взимается в принципе. Это общепризнанные офшорные зоны (Андорра, Каймановы острова, Монако), некоторые страны Персидского залива (ОАЭ, Оман, Бахрейн), наполняющие свои бюджеты нефтедолларами, и для полноты букета Сомали — failed state, «пропащее государство».
Ни для кого не секрет, что и в РФ с ее формально низкой и плоской шкалой НДФЛ многие состоятельные господа выплачивают неофициальные налоги. Платят в той или иной форме за выгодные контракты, за возможность сэкономить на мерах пожарной безопасности, наконец, за право спокойно жить и распоряжаться тем, что было «честно» приватизировано (по итогам столь же «честных» залоговых аукционов и криминальных разборок) в «лихие 90-е». В нашей стране коррупционные и иные поборы носят системный характер, и почти все к этому, как ни прискорбно, привыкли.
Однако многих «умученных демократией» вполне устраивает ситуация, когда неписаные законы превалируют над писаными и когда «уважаемые люди» всегда могут «порешать вопросы» с «понимающими».
«Сбежав от беспорядочной и дорогой демократии в более дешевую и простую автократию, актер сделал то же самое, что каждый день делают тысячи западных корпораций, которые переводят свои предприятия в Китай, а управление ими — в ОАЭ, — пишет Вадим Никитин в The New York Times. — Демократия и права человека недешевы, так что неудивительно, что такие страны, как Россия и Китай, имеют своеобразное преимущество перед западными соперниками».
Наш новый согражданин и прежде не отличался щепетильностью: достаточно вспомнить его выступление на дне рождения Рамзана Кадырова, когда он возгласил лозунг «Слава Грозному, слава Чечне, слава Кадырову!». Возможно, Жерар Депардье искренне верит, что Россия — «страна великой демократии», если здесь не пытаются вымогать у состоявшихся людей какие-то несуразные налоги. С другой стороны, если «загнивающие» европейцы косо смотрят на чудачества стареющего супермена — например, на поездки на мопеде в пьяном виде, — то для российской элиты подобное поведение в порядке вещей. Пренебрежительное отношение к нормам закона — признак удали и элитарного статуса.
Для Владимира Путина же «усыновление» Депардье — очередной красивый жест. Демонстрация крутизны и всемогущества, которая тешит самолюбие российского лидера и которую, уверены в Кремле, так любят простые россияне. Это действие стоит в одном ряду с поцелуем усыпленной тигрицы, нырком за музейными амфорами и полетом со стерхами.
Проблема в том, что далеко не все оценили по достоинству широту души и щедрость президента, который спас популярного актера от разбойников-социалистов. Неблагодарные россияне вспоминают, что тысячи русских из стран ближнего зарубежья годами обивали чиновничьи пороги, пытаясь получить российское гражданство. Даже двукратная олимпийская чемпионка Мария Филатова, которая после развала СССР оказалась в Белоруссии, откуда эмигрировала в США, оказалась недостойной права иметь красную книжицу с двуглавым орлом.
Филатова добивается права стать гражданкой России уже девятый год. Пока без особого успеха. Видимо, ее заслуги перед Отечеством не идут ни в какое сравнение с заслугами «гражданина Депардьевского».
Материал подготовили: Вадим Немоляев, Владимир Титов, Александр Газов