Региональные законодатели увлеклись «закручиванием гаек». К чему это приведет?

Вадим НЕМОЛЯЕВ,

«Особая буква»

У взбесившегося принтера появились копиры

У взбесившегося принтера появились копиры
Региональные законодатели соревнуются в изобретении курьезных реакционных законов. Результатом может стать разрушение единого правового пространства страны, считают опрошенные «Особой буквой» эксперты.
4 февраля 2013
С мая 2012 года в России воцарилась мода на запрещения, ограничения и всевозможное «закручивание гаек». Региональные законодатели не отстают от «взбесившегося принтера». Так, Новый Уренгой фактически стал закрытым городом — туда можно попасть только при наличии приглашения от местного жителя или командировочного удостоверения. Депутаты Белгородского областного Заксобрания озаботились «духовными скрепами» и создали межфракционную группу по защите христианских ценностей. А в Костромской области в ближайшем будущем появится «большой файерволл» — обладминистрация совместно с «Лигой безопасного Интернета» определит список «правильных» сайтов и разрешит провайдерам открыть доступ только к ним. Желающие пользоваться интернет-ресурсами за пределами этого списка должны будут заключить специальный договор с провайдером.

Как пишет Slon.Ru, запретительные инициативы местных властей встречают полное понимание федерального центра. И можно предположить, что многие из ограничений, которые сейчас «обкатываются» на отдельных регионах, в скором времени будут рассмотрены Государственной думой. Нетрудно догадаться, каков будет результат.

Например, разговоры о «файерволле» по китайскому образцу ведутся уже давно. Трудно контролируемый Интернет доставляет немало беспокойства властям. Постоянное пополнение списка запрещенных ресурсов, обращения к владельцам поисковиков об исключении вредных сайтов из результатов поиска, работа с провайдерами и преследование отдельных блогеров за «экстремизм» — всего этого уже недостаточно, чтобы оградить трудящихся от вредной информации.

Однако есть более действенная стратегия: что не разрешено, то запрещено. Специально обученные «ответственные товарищи» будут проводить отбор сайтов, которые можно просматривать без ущерба для душевного здоровья и гражданского самосознания. Что-то вроде семейного фильтра в масштабах страны — нам будут доступны все положенные ресурсы: почта и российские социальные сети, где пользователи будут регистрироваться по паспорту и ИНН, правильные новости, гороскопы, официальные порталы традиционных конфессий, правильные развлечения: для молодежи — «Дом-2» и «Наша Russia», для старшего поколения — Петросян и Гайдай.

Кирилл Рогов, сотрудник Института экономики современного периода, считает создание «файерволла» маловероятным, однако «в такой идиотизм себя загнал Кремль, что нет ничего невероятного». Курьезные запреты региональных властей он считает местной инициативой, которой тем не менее был дан импульс сверху.

«Агрессивная обскурантистская линия внутренней политики, которую власть демонстрирует через подконтрольную Думу, находит отклик, и на местном уровне ее пытаются развить», — говорит он.

Однако стремление местечковых начальников перевыполнить план по «закручиванию гаек» может иметь «любопытные», по выражению нашего собеседника, последствия. Нововведения будут разрушать единое правовое пространство России.

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, также полагает, что запретительные порывы региональных законодателей являются их инициативой, хотя и обусловлены федеральным трендом.

«Подавляющее большинство региональных администраторов — конформисты. Кампанейщина как стиль управления существует давно и не предполагает критического мышления. Ставка делается на наиболее кондовую, агрессивно-охранительную публику, антиинтеллектуальную по своей сути», — указывает Кынев.

По его мнению, текущий тренд не переменится до тех пор, пока не сменится настроение федерального центра, на который ориентируются местные руководители:

«Оценивать перспективы того, как далеко может зайти глупость, трудно. Границ у неадеквата не существует. Но система принимает карикатурные решения, находящиеся в диссонансе с реальной ролью страны. Сейчас не получится опустить «железный занавес» хотя бы в силу того, что наша экономика завязана на внешний рынок. Невозможно выключиться из глобальных информационных технологий. Мир глобализован, нравится это кому-то или нет», — рассуждает эксперт.

А «закручивание гаек», в котором сейчас упоенно соревнуются федеральные и региональные законодатели, — это попытки применить методики манипулирования, относящиеся к иным эпохам, и в настоящее время подобная внутренняя политика может спровоцировать разрушение системы.

 

Материал подготовили: Вадим Немоляев, Владимир Титов