Пока депутаты решали, как успокоить авиадебоширов, «Аэрофлот» составил «черный список» пассажиров

Владимир ТИТОВ,

«Особая буква»

Пассажирам запросили «посадки»

Пассажирам запросили «посадки»
Регулярные хулиганства на борту российских авиалайнеров вынудили законодателей обратить внимание на проблему несдержанности авиапассажиров. Вот только универсальное средство, которое обеспечит покой всех летящих, найти пока не удается.
5 февраля 2013
Пока авиакомпании вынуждены самостоятельно бороться с воздушными дебоширами. «Аэрофлот», выступающий за принятие самых жестких мер в отношении граждан, уже уличенных в хулиганстве на борту самолетов, составил «черный список» таких пассажиров. В нем уже 1821 фамилия. Но перевозчик пока не может отказать этим людям в услугах — законных оснований для этого нет, а Воздушный кодекс запрещает авиакомпаниям вводить «черные списки», несмотря на действенность этого метода.

Начавшийся год оказался урожайным на беспорядки в пассажирских самолетах. 11 января саратовский предприниматель Сергей Кабалов устроил пьяный дебош на борту авиалайнера, следовавшего по маршруту Москва — Хургада. Ни присутствие родных жены и дочери, ни далеко не юношеский возраст — «герою» 54 года — не удержали его от желания показать стюарду, кто тут главный. На следующий день стюард, которого расшалившийся пассажир не только обложил матом, но и ударил в нос, подал заявление в линейный отдел полиции в аэропорту Домодедово.

3 февраля произошли сразу два подобных инцидента. Пассажир рейса Москва — Пхукет устроил драку на борту самолета, так что экипаж вынужден был совершить незапланированную посадку в Ташкенте, где буяна сдали местным стражам порядка. А житель Курской области, летевший из Бангкока в Белгород, курил на борту, оскорблял сотрудников экипажа и службы безопасности. До вынужденной посадки дело не дошло, однако в Белгороде пассажира задержала полиция. Стоит заметить, что буйствовали в небе не только наши соотечественники. Гражданин США, воодушевленный крепкими напитками, устроил драку во время полета из Рейкьявика в Нью-Йорк. Его обезвредили, примотав к креслу скотчем.

Почему многие напиваются во время перелетов, а напившись, ведут себя неадекватно, — догадаться нетрудно. Первая и главная причина — страх. Воздушные суда иногда падают. Причем не только старые корыта с истекшим сроком эксплуатации, с контрафактными деталями, используемые полулегальными авиакомпаниями. От трагической случайности не застрахованы и лучшие самолеты ведущих авиаперевозчиков. Пусть по статистике аварий авиационный транспорт является самым безопасным, когда ваш самолет начнет падать, вряд ли вас утешит, что вы попали в статистическую погрешность. А шансы выжить при авиакатастрофе близки к нулю.

Вот только дебоши во время полета нисколько не увеличивают шансы на успешное приземление, а скорее наоборот. Буйный пассажир может устроить разгерметизацию салона. Когда самолет находится на высоте нескольких километров, это означает практически верную смерть для всех, кто находится на борту. То же самое ожидает всех в том случае, если воздушный хулиган ворвется в пилотскую кабину и попытается, например, экстренно посадить судно, потому что он забыл дома ласты. Наконец, драка в замкнутом пространстве опасна сама по себе, как для непосредственных участников, так и для окружающих.

Поэтому в понедельник депутаты Государственной думы обсуждали в числе прочего меры предупреждения подобных выходок. Единоросс Виталий Ефимов предложил ввести в небе сухой закон. Однако не все считают эту меру эффективной.

«Вот вам сразу контрпример. Ну, запретили. Что делают ушлые отдыхающие? Перед взлетом, за две минуты до посадки на самолет, он берет и вливает все в себя. После взлета может пройти по линии. Через 10–20 минут у него все впитывается в кровь, и вперед. Те же самые последствия», — рассуждает справедливоросс Олег Нилов. Он считает, что необходимо привлекать воздушных дебоширов к уголовной ответственности, а также взыскивать с них убытки, причиненные, например, экстренной посадкой воздушного судна.

«Мой коллега Ярослав Нилов предлагает, чтобы авиакомпании составляли списки пассажиров, которые плохо себя вели на борту, и впоследствии не продавали бы им билеты, отказывали в перевозке. Не надо впадать в истерики. Журналисты падки на сенсации, а такое случается время от времени. Как и то, что кто-то берет оружие и начинает стрелять: это не повод немедленно вводить какие-то запретительные меры. Чтобы сдерживать людей от подобных вещей, надо усиливать ответственность вплоть до уголовной за подобное поведение на борту, — считает Сергей Иванов, представитель фракции ЛДПР. — Потому что одно дело, когда кто-то хулиганит на земле, на автобусной остановке. Другое — когда начинается драка на борту авиалайнера. Если на высоте 10 тыс. метров произойдет разгерметизация салона, это кончится очень печально для всех. Но надо отдавать себе отчет: такие вещи в любом случае будут происходить, потому что человек — существо непредсказуемое».

«Во-первых, надо жестко пресек такие дебоши, — говорит Вячеслав Лысаков, член фракции «Единая Россия» — В аналогичных ситуациях наши соседи, я имею в виду европейцев, сажают самолет, на борт поднимается полиция, которая очень жестко обрабатывает дебошира. Он становится шелковым. Никто его не успокаивает, его уговаривают с помощью дубинок и других спецсредств. Потом в его адрес компания направляет иск с требованием оплатить издержки».

Поскольку авиалайнер в полете является более опасным транспортным средством, чем автомобиль, ответственность за нарушение общественного порядка «в рискованной среде» должна быть выше, чем на земле, уверен Лысаков. Эту проблему будут решать члены думских комитетов по транспорту и по законодательству.

Кроме того, по мнению депутата, на пассажирских самолетах обязательно должны присутствовать сотрудники службы безопасности, наделенные необходимыми полномочиями, имеющие соответствующую подготовку и располагающие спецсредствами.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева