В городе Жуковский Московской области граждане самостоятельно организовали выборы «народного совета»

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Советская власть плюс интернетификация

Советская власть плюс интернетификация
В подмосковном Жуковском будет избран «народный совет». Если этот эксперимент увенчается успехом, впервые в современной РФ появится «пятая ветвь власти» — демократически избранный орган народного контроля. Лишь бы его не постигли болезни аналогов.
25 февраля 2013
«Нужно перейти из реальности, где народ ставят перед фактом и посылают в суд, к другой реальности, где самоорганизованное гражданское общество заявляет о своей позиции и настаивает на том, чтобы она учитывалась как факт, игнорирование которого нарушает стабильность власти. Речь идет не о простом объединении всех инициативных групп, которые на протяжении долгого времени пытаются отстаивать свои права по тем или иным проблемам города, а о серьезной системе общественного представительства в самом процессе принятия важных для города решений», — пишет Наталья Знаменская, главный редактор газеты «Жуковские вести» и организатор кампании по выборам «народного совета».

Подмосковный Жуковский относится к числу молодых городов — он появился на карте в середине XX века. Градообразующими предприятиями были и остаются Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Летно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ) и другие НИИ схожего профиля. Соответственно, концентрация технической интеллигенции, сознающей свою ценность и, так сказать, склонной к вольномыслию, в городе достаточно высока.

Впрочем, до недавнего времени непосредственно в Жуковском и его окрестностях никаких волнений не происходило, пока в 2012 году, в соответствии с распоряжением президента, не началось строительство подъездной дороги к аэродрому ЛИИ от трассы М-5 «Урал». Власти решили, что шоссе нельзя провести иначе, кроме как сквозь Цаговский лес. Стоит отметить, что прокладка просеки нарушала статью 105 Лесного кодекса, запрещающую вырубку леса в черте города, но руководство города вышло из положения: в порубочном билете лес обозначили как «древесно-кустарниковая растительность».

На защиту леса встали и местные жители, которые по опыту последних лет хорошо знали, как быстро наши города лишаются «зеленых легких», и приезжие активисты. Борьба за Цаговский лес происходила достаточно жестко. Илья Пономарев описывал события как «настоящую войну»:

В конце лета и осенью 2012 года в кругах оппозиции шли споры по поводу Координационного совета. Оптимисты считали, что выборы провести можно и нужно. Что необходимо привлечь к ним как можно больше выборщиков, а активистам партий и движений следует активнее выдвигаться в этот «протопарламент». Считалось, что избирательная кампания КСО поможет убить двух зайцев. Во-первых, несистемные политики будут учиться привлекать на свою сторону избирателей, а после избрания — сотрудничать с политическими оппонентами и вырабатывать совместные решения. Во-вторых, само по себе всенародное избрание руководства должно было опровергнуть мифы о том, будто оппозицией управляют выскочки и самозванцы, никого не представляющие. Скептики утверждали, что избирательная кампания КСО — разновидность эскапизма, бегства от реальности, и что политическая оппозиция должна создавать реальные партии и участвовать в официальных выборах, а не строить парламент в песочнице. История показала, что в чем-то были правы и те, и другие. Выборы КСО стали первым масштабным экспериментом в области «электронной демократии» в нашей стране. Однако выборщиков оказалось меньше 100 тысяч, поэтому вопрос представительности избранного органа остается открытым. Одновременно многие упрекают КСО в отсутствии реальных действий. Возможно, избиратели оценят «народный совет» Жуковского как более результативный орган уже потому, что он изначально ставит себе более приземленные цели. Если сверхзадача КСО — смена власти в стране, то «народный совет» подмосковного наукограда создается затем, чтобы оказывать на действующую власть эффективное давление. И в случае успеха эксперимента в Жуковском стоит ожидать «триумфальное шествие советской власти» по другим городам России.

«После народного схода две сотни защитников леса начали ломать забор на просеке и сносить столбы с железной проволокой, натянутой вокруг эколагеря. Десятки сотрудников ЧОП «Витязь» уже были готовы к бою, держа в руках дубинки. Как только сломали все ограждения, началась массовая драка. Так называемые витязи били людей ногами, добивали лежачих. Кто-то из активистов распылил газ. Потом на помощь охранникам приехал ОМОН и задержал 36 человек, среди которых не было ни одного сотрудника ЧОП «Витязь», — писал он в своем блоге на сайте «Эхо Москвы».

Однако истребление Цаговского леса не единственный вопрос, по которому мнения администрации и горожан расходятся. Не менее остро идет спор о генплане города, о перспективах застройки.

«Старый город отдается под многоэтажное строительство, дворы — под зоны деловой активности, а в центре, на месте исторического кинотеатра «Звездный» и большого парка, собираются построить огромный многофункциональный торговый комплекс с тремя башнями, с трехэтажным подземным помещением, хотя у нас низкоэтажная застройка в городе, и будет изуродован не только внешний вид Жуковского — соседние дома просто лишатся солнца. Парк при этом вырубят, а под ним построят подземную парковку. Третий проблемный вопрос — хаотичное выделение земли в городе под непонятные торговые центры. Жуковский просто «дербанят», выборы у нас уже через два года, и напоследок чиновники хотят нажиться», — цитирует сайт SmartNews Светлану Безлепкину, председателя городской «народной конференции».

При этом, как отмечает источник, представительная власть — Совет депутатов — демонстративно не слышит голос народа и поддерживает все действия администрации.

В настоящий момент в наукограде произошла явственная поляризация. На одном полюсе — власть, правоохранительные органы, привластный бизнес и провластные СМИ. На другом — то, что называется гражданским обществом: довольно большой пласт людей, от региональных организаций системных партий до независимых активистов.

События последнего года показали, что в Жуковском гражданское общество существует не только виртуально, но и реально. Однако чиновники предпочитают не замечать — точнее, делать вид, что не замечают изменения. Официальная доктрина такова: гражданские активисты якобы никого не представляют, кроме себя и узкого круга себе подобных.

Одна из целей, которые ставят перед собой «народные советчики», — доказать обратное.

«Почему народный совет имеет шансы стать не пустым звуком, а реально воспринятой властью общественной силой? пишет Наталья Знаменская.Первое и самое главное — народный совет будет представлять реальных граждан города, которые зарегистрируются как выборщики на народном голосовании. Выборщиком может стать каждый житель города, и если этих жителей будет много, то не считаться с их мнением власть не сможет. Во всяком случае, ей нелегко будет объяснять, почему она проигнорировала их мнение. А объяснять придется — я это гарантирую.

Во-вторых, народный совет будет не просто представлять общественное мнение по тем или иным вопросам, а подкреплять его собственным анализом ситуации, сделанным на основе мониторинга проблемы, связанных с ней документов и заключений экспертов.

В-третьих, народный совет будет направлять информацию с аргументами о своей позиции во все заинтересованные в решении проблемы инстанции, не ограничиваясь рамками города.

Ну и, наконец, народный совет будет активно взаимодействовать с жителями города, организуя круглые столы, конференции и публичные обсуждения».

Идея образования «народного совета» не нова. Сами организаторы и участники выборной кампании не отрицают, что в качестве образца взяли кампания по избранию Координационного совета оппозиции» в августе-октябре 2012 года. Однако имеются некоторые отличия. Судя по организации, выборы «народного совета» будут более представительными, чем выборы КСО.

Так, каждый из 27 кандидатов, претендующих на 15 мест в «народном совете», предъявил выборному комитету не менее 20 подписей горожан. На первый взгляд, цифра небольшая — но тут надо учитывать, что наши граждане не слишком охотно подписываются даже за выдвижение кандидатов на официальные выборы. А при формировании КСО сбора подписей не проводилось вообще.

В феврале состоялись дебаты между зарегистрированными кандидатами, которые показало местное кабельное телевидение «Жук-ТВ». Сами выборы стартовали 23 февраля и продолжатся до 24 марта. Столь продолжительное голосование, как объяснил «Особой букве» Федор Карпов, председатель выборного комитета, обусловлено стремлением провести максимально чистые выборы. Для того чтобы проголосовать, нужно прийти на избирательный участок и предъявить паспорт с регистрацией в городе Жуковский. В список вносятся фамилия, имя и отчество избирателя, дата рождения, мобильный телефон. Желающий принять участие в выборах дает письменное согласие на обработку своих персональных данных, хотя ФИО и дата рождения шифруются, так что злоумышленники вряд ли смогут заполучить их. Избиратель получает уникальный шифр, с помощью которого он может проголосовать на площадке «Демократия-2».

При желании выборщик может получать рассылку от «народного совета» на мобильный телефон.

Еще одно преимущество пока не избранного «народного совета» города Жуковский — его близость к избирателям. Хотя КСО был задуман как всероссийский оппозиционный «предпарламент», оппоненты называли его «московской тусовкой», и небезосновательно. Те же, кто собирается представлять гражданское общество Жуковского, сами живут в этом городе.

Это не упрек КСО и тем, кто его выбирал. Это подтверждение того, что народная демократия в России совершенствуется. Координационный совет оппозиции все-таки был избран гражданами — при всех недочетах процедуры. Тогда как Национальная Ассамблея, если кто-то про нее еще помнит, в 2008 году была составлена совершенно произвольно, по результатам кулуарных переговоров лидеров умирающей к тому времени коалиции «Другая Россия». Тем не менее участники НА гордо именовали себя «протопарламентом», или «предпарламентом». Правда, недолго — первая очная сессия Национальной Ассамблеи стала последней.

Что же касается «народного совета» города Жуковский, то, по мнению Федора Карпова, к 24 марта в выборах примут участие несколько тысяч человек (при общем населении примерно в 106 тысяч). И чиновникам администрации в разговоре с членами совета придется иметь в виду, что они имеют дело не с очередным «городскими сумасшедшими», «хомячками» или «агентами Госдепа», а с общественными уполномоченными. Что эти люди представляют не горстку «профессиональных несогласных» из прокуренной комнаты, а тысячи горожан.

Есть только одно «но»: российские начальники, мягко говоря, невысоко ценят мнение граждан, если оно ничем не подкреплено. В конце концов все упирается в деньги и силу. Очевидно, что ни денег (сопоставимых с ресурсами олигархов районного масштаба), ни тем более силы, то есть аппарата принуждения, у «народного совета» не будет. А потому велика вероятность, что мнение «народного совета» администрация будет вежливо пропускать мимо ушей.

С другой стороны, заранее ставить крест на инициативе жителей Жуковского не стоит. Сама по себе она вызывает только положительные оценки — все-таки речь идет о самоорганизации граждан. Будет ли жизнеспособно это начинание и удастся ли ему избежать болезней аналогов — покажет лишь время.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов