Как Дума запрещала пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» — репортаж с Охотного Ряда

«Особая буква»

Дума встала в миссионерскую позу?

Дума встала в миссионерскую позу?
Новый скандальный закон выходит из-под пера думцев. На этот раз запретительные меры распространены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей. Что такое «нетрадиционные сексуальные отношения», авторы закона не рискнули уточнять.
11 июня 2013
За полгода с момента принятия документа в первом чтении депутаты задумали расширить сферу его действия. Вместо пропаганды гомосексуализма они запретили пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Нашлось и подходящее определение термину «пропаганда», который ставили под сомнение Илья Пономарев и Дмитрий Гудков. Их, в частности, интересовало, как определить, направлена информация на детей или на взрослых, и можно ли считать троекратный «брежневский поцелуй» пропагандой? Однако критиков запрета навряд ли устроят трактовки парламентариев — слишком много остается возможностей для толкования нашим суровым правоприменителям. Так, запрещенной пропагандой будет считаться «распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях». Самым же непонятным во всем этом остается вопрос: а что депутаты конкретно считают «нетрадиционными сексуальными отношениями»? Ответа на него так и не прозвучало.

Один из ярых сторонников ограждения детей от всего вредного Елена Мизулина настроена оптимистично и настаивает, что от закона взрослые не пострадают. «Мы не запрещаем пропаганду гомосексуализма вообще, среди взрослых и в специальных клубах — пожалуйста, и мы не вводим уголовной ответственности за мужеложство, как это было в СССР», — говорит она. При этом Мизулина верит в справедливость российской правоохранительной и судебной систем: «Составлять протоколы и выявлять правонарушения будут органы внутренних дел, а решение о наказании — выносить суд».

А вот уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, наоборот, считает, что «жесткое и неумное правоприменение может привести к человеческим жертвам и человеческим трагедиям».

Между тем наказания за нарушение принятого закона весьма строги. Гражданам может грозить от 4  до 5 тыс. рублей штрафа, должностным лицам — от 40 до 50 тыс. рублей, а для компаний и вовсе от 800 тыс. до 1 млн, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Тут стоит отметить, что автор этого законопроекта — Законодательное собрание Новосибирской области — был менее суров, предлагая карать компании «всего лишь» на 400—500 тыс. рублей.

Проще всего «погореть» на пропаганде, вероятно, будет блогерам и журналистам. Штраф от 50 до 100 тыс. рублей предусмотрен за нарушение запрета в Сети и в прессе.

Нашлось в документе место и для «тлетворного влияния Запада». Дело в том, что санкции за пропаганду для россиян и иностранцев будут различаться. Последним помимо штрафа будет грозить еще и выдворение из страны либо арест до 15 суток.

Во вторник на заседании в нижней палате глава Комитета по СМИ Алексей Митрофанов удивился «особой ответственности» для граждан других стран, усомнившись в конституционности принимаемого закона. «Есть ли у нас законы, где иностранцы имеют другую ответственность, чем граждане России, сообразуется ли это с Конституцией?» — спрашивал он.

Мизулина быстро нашла ответ: «размеры штрафов такие же», а мера «выдворения» уже есть в Кодексе об административных правонарушениях. «Это все корректно и конституционно», — убеждена она. Мизулина полагает, что с навязыванием нетрадиционных отношений приходилось сталкиваться всем, в том числе и депутатам. К пропаганде депутат отнесла «вирусную рекламу в Интернете». «Вы ищете, например, информацию об авиабилетах, а вам выскакивают разного рода непристойные картинки», — сетовала она.

Традиционно на принятие парламентариями решения не повлияло возмущение общественности. Утром перед Госдумой появились протестующие, собственно, как и во время рассмотрения других скандальных документов — о возврате уголовного наказания за клевету, ужесточение санкций за нарушения на митингах, принятии закона об НКО-«иностранных агентах».

У здания Думы выстроилось несколько ЛГБТ-активистов, попытавшихся провести акцию «День поцелуев», которая была направлена против гомофобии. За попытку проведения несанкционированного «массового» мероприятия на улице Охотный Ряд полиция задержала около 20 человек, сообщили в столичном ГУ МВД.