Общежития в центре Москвы — золотое дно для дельцов. История Бауманского общежития это подтверждает

Максим СОБЕСКИЙ,

специально для «Особой буквы»

Не жильцы

Не жильцы
В Москве бизнесмены с помощью силовиков и судей продолжают зачистки общежитий от живущих в них семей. На страже прав жильцов стоят лишь левые активисты.
18 сентября 2013
Власть имущие, распилив все что возможно, приступили к новой фазе набивания карманов. Под жадные до денег взоры провластного бизнеса попали московские общежития. Здания эти, как правило, расположены в центре города, что делает их «привлекательными» для «переориентации» под офисы. Наличие жильцов с пропиской не смущает дельцов. В ход идут аргументы в виде ОМОНа, сотрудников ЧОПов, погромов, отключений водоснабжения и электричества, решений подконтрольных судов. Лояльные к рейдерам чиновники подделывают документацию и всеми силами помогают выселять жильцов из комнат, являющихся их единственным домом.

Недавняя история жильцов общежития «Мосшелк» хорошо известна.  Приближенный к правящим элитам бизнесмен Александр Новичков вышибал граждан отрядами ЧОПа. Когда левые активисты прибыли на защиту жильцов, на них напали омоновцы. Сейчас один оппозиционер, избитый силовиками, находится под следствием, а сотрудники МВД, разумеется, фигурируют как пострадавшие. Однако ситуация с «Мосшелком» — лишь один из множества примеров борьбы бизнесменов с жильцами общежитий.

На улице Бауманской, в районе, застроенном дореволюционными домами с высокими потолками и толстыми стенами, есть общежитие. Раньше оно принадлежало ткацкой фабрике «Красная работница», которая, как практиковалось в советское время, давала трудящимся жилье. Однако системы «развитого социализма» уже нет, а фабрика, сменив имя на «Россиянку», не работает, но люди остались в своих комнатах. Все жильцы общежития в нем прописаны, и другого дома у большинства из них нет. Но жить людям не дают.

В 2003 году с нарушением закона о приватизации здание, фактически принадлежавшее городу, оформляет на себя ООО «Квинта», дочерний проект «Россиянки». За мелодичным названием скрывается фирма, чья специализация — перепродажа зданий, как правило, под офисные помещения. Получение общаги на «Бауманке» «Квинтой» изначально значило для жильцов путь по одному маршруту — за двери.

Часть жителей «Квинте» к декабрю 2012 года удалось выпроводить из своих комнат. Многих обманули по части компенсаций. Остались четыре семьи, наиболее принципиальные. Желающие выселить непокорных пошли на «гоп-стоп»: ворвались чоповцы и одной пенсионерке разбили голову. Информация дошла до левых активистов, и в общежитии было организовано непрерывное дежурство. «Квинта», попугав чоповцами и попакостив отключениями электричества и воды, все-таки воздержалась от треша а-ля «Мосшелк». Пока социальные активисты стерегли право граждан на жилье, в суде протекали тяжбы двух не покинувших общежитие семей с «Квинтой».

После долгого судебного мытарства две последние семьи, Зои Гайфуллиной и Лидии Лебедевой, державшиеся в осаде до конца, получили бумагу о принудительном выселении. Чиновники в судейских мантиях, проглотив откровенную ложь бизнесменов о якобы предоставленных жильцам компенсациях и нарушив кучу законов, своими решениями защитили интересы «Квинты». Сами дельцы радостно объявляют, что намерены открыть гостиницу на месте общежития.

Хотя решение Мосгорсуда вступает в «законную силу» только 20 сентября, в общежитие уже явились силовики, а электричество отключили. Глава Басманного района Елены Пахомова пообещала людям, что судебные приставы выгонят их на улицу уже в понедельник, 16 сентября. В ответ на такое беззаконие левые активисты и анархисты устроили народный сход в воскресенье, 15 сентября. Требовали не выгонять людей из комнат и восстановить подачу электричества. Представители «Квинты» общаться отказались, общежитие так и осталось обесточенным, зато приехали три наряда полицейских с автоматами.

17 сентября рабочие, нанятые «Квинтой», перерезав водопровод, приступили к выламыванию окон. Дожидаться вступления решения суда в законную силу «хозяева города», судя по всему, не намерены.

Святослав Гертнер, гражданский активист:

«Изначально «Квинта» пыталась выселять народ более «мирными» методами: отключали отопление, потом, в декабре 2012 года, пришли охранники и отправили одну пожилую женщину в больницу — ей проломили голову. Конечно, местные жители написали заявление в органы, но никаких последствий в итоге не наступило. Жалоба зависла.

Мы, левые гражданские активисты, волонтеры, организовали дежурство в общежитии на следующий день после избиения старушки. Пришли в достаточно большом количестве, пообщались с жителями и взяли на себя задачу защищать жильцов от физического насилия со стороны охраны «Квинты», попыток принудительного выселения и разных провокаций.

Чоповцы приходили несколько суток подряд по 5—6 человек: хамили, провоцировали, пытались отключить электрощит, но мы не дали. Когда они поняли, что ничего сделать не в силах, посоветовавшись с начальством, стали вызывать полицию. Сотрудники приезжали, выслушивали обе стороны и «съехали с темы», определив, что конфликт относится к гражданско-правовой «епархии».

Потом общежитию объявили холодную войну. «Квинта», осознав, что не выйдет выкинуть граждан силой, отключила горячую воду. Всю зиму вырубали электричество. Активисты ходили к офису «Квинты» и добивались включения электроэнергии. Один раз розетки были обесточены несколько дней. Мы устроили «кухню» во дворе, разожгли костер. Явилась полиция, огонь потушили, но свет дали. Была попытка затопить общежитие. На втором, уже пустом этаже, «неизвестные» включили шланг с водой и бросили. Поджигали здание ночью. Жильцы, к счастью, проснувшись, успели затушить.

Кстати, второй этаж, «освобожденный от жильцов», фирма якобы решила отремонтировать. Если посмотреть на «ремонт», увидишь руины вместо комнат. Все разрушено, и ничего не осталось. Фотографии и видео выложены в группе поддержки жильцов общежития.

По закону мы находимся в гостях у жителей. Занимаемся информационной, физической, меньше — финансовой помощью. На данный момент в общежитии немного людей — две семьи, две женщины, одна с матерью, другая с сыном, зимой горожан было больше. Остальные жители переехали в жилье, предоставленное им в Некрасовке.

Оставшиеся семьи пробуют отсудить квартиры у города — у «Квинты», которая разбивает им головы и поджигает, брать отказываются. Мы остаемся на дежурстве, пока люди не получат новые квартиры, и не позволим, чтобы их выкинули на улицу.

У нас получился неформальный союз левых гражданских активистов по защите жителей общежитий от выселения и насилия. Пытаемся заниматься и другими горячими точками. Каждый день появляется информация о новых проблемных общежитиях. По всей Москве пытаются выселять и выселяют общежития, особенно в центре; таких конфликтов будет много. Есть общежития, где осталось несколько семей, а есть — где сотни. Вот свежий пример: общежитие фабрики имени Ногина в Марьиной Роще, где сменились хозяева здания. Делают так: принуждают народ съехать из одного крыла в другое, отремонтировать освобожденное и заселить людей обратно, но на платной основе, и так как цена немалая, с правом выгнать в любой момент. Причем граждане прописаны.

Пока только в «Мосшелке» противостояние активистов и жильцов с бизнесменами дошло до применения спецназа. Там изначально у жильцов было мало шансов, у хозяина общежития весьма и весьма крутые завязки с властью. Есть даже его фото вместе с Путиным. Да и «Центр по противодействию экстремизму» «помог», поспособствовал вводу ОМОНа. Вполне предсказуемый итог».

Арсений Знаменский, гражданский активист:

«Семьи, которые остались, не хотят уезжать из принципа, так как «Квинта» — мягко говоря, из тех, кто законы игнорирует. Гендиректор Смирнов, пятый за историю фирмы, по слухам, — подставное лицо, бывший сотрудник МВД. Ходит, руководит «ремонтами», чоповцами, опечатывал комнаты. На короткой ноге с участковым, который оказывает ему пассивную поддержку. В последний раз, когда Смирнов явился с чоповцами и участковым, их не пустили. Написали жалобу в Службу внутренней безопасности полиции, после чего участковый угомонился.

Из-за вмешательства активистов планы Смирнова были сорваны на длительное время, и он был вынужден продавливать выселение через суд. ЖЭК в конце концов вынужден был занять нейтральную позицию: после переговоров наконец-то отказал «Квинте» в отключениях электричества и воды. Горячей воды, правда, уже несколько месяцев нет, дескать, ремонт котельной. В общем, из-за вмешательства волонтеров семьи хоть оградили от беспредела физического и бытового.

Как известно, жители общежития судились с «Квинтой». Первоначальный суд Басманного района Москвы, который состоялся в июне, постановил ни много ни мало выселить людей на отдельные койко-места.

Аргументация суда: жители, обжалующие выселение, не имеют права оспорить «законную» приватизацию, которая на самом деле незаконна: в свое время Борис Ельцин подписал указ о запрете приватизации таких помещений. А в документах на приватизацию, которыми размахивает «Квинта», общежитие хитро записано не как жилое помещение, а как производственное, которым оно никогда не являлось. Так что корни ситуации уводят нас в 1990-е, в тогдашнюю коррупцию и подделку документации. В этой связи прокуратуре «неудобно» копаться в старом грязном белье. Естественно, прокуратура оказалась целиком на стороне «Квинты».

Апелляция в Мосгорсуде была назначена на август и состоялась, к сожалению, с отрицательным результатом 10 сентября. Злой рок какой-то, вот и ждем «ЧОП-шоу», полиция уже являлась и требует, чтобы активисты ушли с общежития.

Тема общежитий очень актуальная в нашем городе. Общежитий сотни, но их становится меньше. Общежития в центре — золотое дно для разных дельцов».

 

Материал подготовили: Максим Собеский, Роман Попков, Мария Пономарева