У Владимира Путина «болотное дело» вызывает ассоциации с революцией 1917 года

«Особая буква»

Политзаключительное высказывание

Политзаключительное высказывание
На заседании «Российского литературного собрания» был поднят совсем нелитературный вопрос — судьба «болотных узников».
21 ноября 2013
«Мы все должны учиться жить по закону и понимать, что, если кому-то будет позволено нарушать этот закон — срывать погоны с полиции, бить в лицо, мы можем столкнуться с такими же проблемами, с которыми столкнулись в 1917 году. Кто-нибудь этого хочет?» — риторически поинтересовался президент у зала.

Надо отдать должное Сергею Шаргунову — он последовательно спрашивает Владимира Путина о фигурантах дела о массовых беспорядках 6 мая 2012 года. Так было на заседании Валдайского клуба, этот же вопрос он озвучил и в среду на резонансном заседании «Российского литературного собрания».

Шаргунов перечислил имена некоторых участников этого дела, на что президент ответил: «Про человека, который кидался в полицию чем-то там, какими-то тяжелыми предметами, и в то же время он является литератором, про него можно сказать: музам служит, а с головой не дружит. Кидаться в полицию нельзя, ни тяжелыми, ни легкими предметами»,  — цитирует ответ главы государства Russia Today.

Шаргунов также попросил Владимира Путина создать комиссию о помиловании при президенте, на что президент сообщил, что она давно существует, и он регулярно подписывает указы о помиловании. Но писатель настаивал на большей точности и пытался выяснить, будут ли помилованы писатели, фигуранты «болотного дела». «Всех, кто заслужил помилование, помилуем», — подытожил президент.

Он убежден, что «у нас никто не хватает и не сажает за мысли, за позицию, за политические взгляды, и этого мы никогда не допустим. Мы никогда не вернемся в то ужасное прошлое, когда гонения на Синявского были или Пастернака». Но дело в том, что «никто не может себе позволить нарушать закон действиями».

Путин напомнил, что такой порядок действует во всех странах мира, в том числе и в самых демократических странах: «Там только руку протяни в карман, если полицейский напротив стоит, застрелит сразу. Примеров вон сколько, чуть ли не каждую неделю. Сразу прямо без слов — пулю в лоб, и все. Мы, слава Богу, до такой демократии пока не доросли. Думаю, и не дорастем…Степень наказания, конечно, должна соответствовать степени содеянного, степени проступка. Она не должна быть избыточной», — заявил он, добавив, что государство должно быть снисходительным.

Любопытно, что слово «амнистия» в речи президента не прозвучало в отличие от ответа на аналогичный вопрос того же Шаргунова на Валдае.

Вообще политики на этом, казалось бы, сугубо культурном мероприятии хватало. Так, правнук Федора Достоевского Дмитрий отметил, что его предку каторга пошла только на пользу. «Каторга — серьезное горнило. Если эти люди (речь идет о тех же «узниках Болотной») пройдут каторгу и тоже станут гениями, то будет хорошо», — сказал потомок русского писателя. Его заявление, как сообщает корреспондент Ленты.ру, зал встретил аплодисментами.

Кроме того, до темы политических заключенных Владимир Путин еще и разоблачил вредительство креативного класса в сфере образования. «По поводу всех несуразностей, излишних сложностей, непонятных часто никому, — это результат того, что представители так называемого креативного класса пробрались в Министерство образования и там все это рисуют. Это результат их работы», — поделился он своим мнением с действующими писателями и потомками уже умерших авторов.