Ознакомиться с полным текстом обращения к президенту можно в Facebook. В ближайшее время будет организован сбор подписей в Интернете.
***
Евгений Левкович, журналист
Сложно оценить первый день акции. Что я ожидал, то пока и происходит: народу немного, в основном активисты, которые ходят на все акции, посвященные «узникам Болотной». Но мы надеемся, что в процессе — поскольку мы здесь собираемся находиться каждый день — люди будут об этом узнавать и приходить сюда, и мы соберем большое количество подписей.
Полиции здесь больше, чем нас. Тут два автозака, три патрульные машины. Возле нас постоянно дежурят несколько полицейских. Но поскольку придраться абсолютно не к чему — мы даже курить отходим на определенное расстояние от госучреждения, они подходят и спрашивают, сколько еще мы будем здесь стоять. И уныло отходят от нас метров на 15. Они так же мерзнут. Но мы-то понимаем, зачем мы это делаем, а они явно не понимают, зачем их сюда пригнали.
Прохожие подходят, спрашивают и даже подписываются. Не много, но подходят.
Я никого к своей акции специально привлекать не буду. То есть я делаю все это по большей части для себя, для того чтобы мне потом было более-менее комфортно со своей совестью находиться наедине. Я постараюсь максимально сделать так, чтобы люди знали, что сюда можно прийти, протестовать и поставить подписи, но каждый пусть сам выбирает для себя, стоит это делать или нет.
Разумеется, «Комитет 6 мая» тоже в курсе происходящего. И мы готовы взаимодействовать и пересекаться абсолютно со всеми. Естественно, мы будем собирать подписи не только прямо здесь, у здания АП. Но тут живые — не электронные — подписи. Это центр города, от метро ровно метр, и я не вижу никаких проблем доехать сюда и поставить свою подпись.
Мы стоим перед самым входом в приемную Администрации президента. И чем больше придет народу, тем лучше, поскольку мы все-таки мозолим глаза заходящим сюда чиновникам. Может быть, это тоже на что-то повлияет. Но я не знаю, что еще можно сделать. Делаем, что возможно.
***
Сергей Давидис, политик, член «Комитета 6 мая»
К сожалению, я ничего не знаю про эту акцию. Но любая акция в поддержку «узников Болотной» хороша. Если их много, это идет только на пользу делу.
О какой-то конкретной акции — а их много — вряд ли можно говорить как о каком-то волшебном средстве. Речь в принципе о демонстрации общественного внимания, об общественном давлении в первую очередь внутри России и по возможности за рубежом. Любые такие акции — это проявление того, что внимание есть и давление осуществляется.
И если ожидать какой-то рациональности от власти, то все задачи, которые она могла перед собой ставить в связи с «болотным делом», то она их уже реализовала. То есть если она хотела напугать общество, то все, кто мог испугаться, испугались. Дальше идут только издержки со всех точек зрения.
Поэтому можно рассчитывать, что демонстрация такого давления принесет эффект, по крайней мере в смысле амнистии или помилования. Конечно, свои незаконные, преступные действия власть не признает, поэтому оправдательного приговора — может, за каким-то единичным исключением — ждать не приходится. Но амнистия и помилование, я думаю, могут иметь место.
Другое дело, что наша власть иногда иррациональна, и вопросы борьбы кланов оказываются даже важнее собственных интересов. Но это не повод опускать руки. Наоборот, нужно умножать усилия. Я могу только приветствовать любую инициативу по поддержке тех, кто сидит по «делу о 6 мая».
Да, мы знаем, как Владимир Путин отвечает на подобного рода письма. Но мы знаем, и как на самом деле обстоят дела. И если какие-то люди хотят обратиться к президенту, пусть обращаются к нему. Если кто-то хочет обратиться к международной общественности, пусть обращается. Если кто-то желает обратиться лично к судье Никишиной, пусть пишут ей. К председателю Мосгорсуда Егоровой, которая не должна прислушиваться ни к каким обращениям, поскольку суд у нас действует независимо — пусть обращаются. Это прямой инструмент.
Сейчас собираются подписи и за амнистию. Это тоже важно и ценно. Предложены разные проекты, которые в разной форме предлагает амнистировать «узников Болотной»: широкая амнистия, менее широкая…Это не вопрос прямой инструкции власти. Конечно, она прямых инструкций слушать не станет.
И форма тут сама по себе не так важна — если кто-то выходит на пикет или митинг, это так же важно. Дело в сути. Это все просто разные каналы донесения до власти и до общества информации о том, что «болотное дело» для нас: для тех, кто подписывает, для тех, кто выходит — является важным, что мы не согласны с этими репрессиями и считаем необходимым освободить людей, и чтобы власть оценивала, что для нее это издержки.
***
Борис Немцов, сопредседатель партии «РПР — ПАРНАС»
Любая инициатива в защиту политзаключенных важна и полезна. Сбор подписей — хорошо, марш — хорошо, необходимы различные формы борьбы за освобождение узников.
Моя оценка: наш президент — человек аморальный и циничный, и он реагирует только на массовый протест. Если этих подписей будет много, как я в свое время против войны в Чечне собрал миллион, — ему некуда будет деться, он на это будет реагировать. Если же их будет 100 штук, он их выкинет в помойку.
Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева