8 января появилась информация, что Росавиация направила во все российские аэропорты директиву, в которой описываются дополнительные меры по обеспечению безопасности на авиатранспорте. Согласно документу, при прохождении досмотра пассажиры обязаны сдавать в багаж все жидкости.
Запрет не распространяется лишь на медикаменты, которые требуются людям на постоянной основе, а также на предметы и средства личной гигиены, «обеспечивающие жизнедеятельность пассажиров во время полета».
В директиве говорится, что изменения в правила провоза ручной клади установлены в преддверии Сочинской Олимпиады, а также на фоне терактов в Волгограде, произошедших в конце декабря. Изменения будут действовать как минимум до конца марта 2014 года.
Действия Росавиации вызвали шквал критики, причем не только со стороны рядовых пассажиров. По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, запрет «чрезвычайно жесток», о чем он заявил в беседе с корреспондентом РИА «Новости». Янин считает, что действующее законодательство в сфере авиаперевозок не учитывает интересы потребителей.
В качестве примера эксперт привел семьи с малолетними детьми: родителям теперь придется бороться чуть ли не за каждую баночку детского питания.
Кроме того, новые правила перелетов, вероятно, ударят по тем, кто привык пользоваться услугами лоукостеров, ведь сдача багажа у дешевых авиаперевозчиков зачастую является платной услугой.
Недовольны запретом и в нижней палате российского парламента. Так, депутаты указывают на юридические недоработки директивы Росавиации и проблемы в ее реализации.
Депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов уже обратился к главе Федерального агентства воздушного транспорта Александру Нерадько с просьбой дать разъяснения в связи с введенным запретом. Нилов отмечает, что реализация директивы вызвала у авиапассажиров недоумение, «так как они не были полно и своевременно информированы о данном нововведении». Также народный избранник не понял из документа, носят ли его положения «рекомендательный или обязательный характер», касаются ли пассажиров, делающих в российских аэропортах пересадку, и многие другие моменты.
Разъяснить суть нововведений попытался советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Как он рассказал «Газете.Ru», директива обязательна к исполнению. «Мы усиливаем меры авиационной безопасности в части осмотра жидкостей, тюбиков, средств личной гигиены. Они не запрещены к провозу, но пассажиры должны быть готовы к тому, что если они берут эти средства в ручную кладь, то изучаться они будут более досконально. Это может занять более длительное время», — сказал советник.
При этом он уточнил, что ранее действовавшие правила, согласно которым пассажиры могут проносить в ручной клади флаконы объемом до 100 миллилитров, никто не отменяет и отменять не собирается:
«При досмотре флакон будет просканирован, изучен с помощью средств обнаружения взрывчатых веществ и идентифицирован разными методами. Если ничего криминального в багаже не обнаруживается, то пассажир имеет право проносить с собой те же самые духи, медикаменты, питание для грудничков. Между тем если какие-либо предметы вам не нужны во время полета, то лучше их сдать в багаж, чтобы не задерживать себя на предполетном досмотре», — заявил Извольский.
На сайтах крупнейших российских аэропортов уже появились сообщения, общий смысл которых сводится к следующему: сотрудники аэровокзалов просят граждан отнестись с пониманием к нововведению и сдавать жидкости по возможности в багаж, чтобы ускорить прохождение предполетных формальностей. Везде подчеркивается, что ничего ни у кого конфисковываться не будет.
Однако в «Твиттере» люди утверждают обратное. «Рапортую. Отбирают жидкости в емкостях всех размеров. В категорию «жидкости» вошли тушь и помада. Мотивируют Олимпиадой», — написала в своем микроблоге заместитель главного редактора телеканала «Дождь» Мария Макеева.
Несоответствие заявлений чиновников реальной практике досмотров, судя по всему, возникло из-за неоднозначности формулировок директивы Росавиации. В итоге в ситуацию пришлось вмешаться Минтрансу для уточнения положений документа. Глава ведомства Максим Соколов сообщил журналистам, что сотрудников службы авиационной безопасности наделят правом делать исключения, если те удостоверятся в безопасности проносимой на борт жидкости. Соответствующий приказ будет подписан в четверг.
«Сотрудники службы авиационной безопасности будут иметь право вскрыть и убедиться, что там (в емкости) действительно провозятся соответствующие лекарства… Если сотрудник сомневается, он жидкость не пропустит», — рассказал Соколов.
В приказе, по его словам, будет оговорено, что в самолет можно будет пронести емкость с жидкостью, «если сотрудники службы авиационной безопасности идентифицируют находящееся в емкостях объемом до 100 миллилитров содержимое как продукты питания, зубную пасту, косметику и иные жидкости и разрешат пронос этих емкостей на борт самолета».
«Это дискриминация во имя благой идеи — транспортной безопасности», — подытожил министр транспорта.