Гласность

Кристина Кононова,

ГУ МЧС по Московской области

Правда о пожарах

Правда о пожарах
Из-за режима чрезвычайной ситуации, объявленного в Подмосковье, вводятся ограничения на работу средств массовой информации.
6 августа 2010
Теперь нельзя просто взять камеру и поехать снимать пожар или сгоревшие деревни, взять интервью у несчастных погорельцев или официальных лиц — пожарных, милиции или у военных. «В связи с введением в Московской области чрезвычайной ситуации вводится и особый режим аккредитации представителей СМИ», — сообщает официальный сайт правительства Московской области.

До введения режима ЧС проход на территорию лесов в Московской области был свободным как для представителей СМИ, так и для обычных граждан. Подмосковные власти обратились к жителям и гостям региона на период действия режима чрезвычайной ситуации не посещать местные леса.

«В связи с тем, что указом президента РФ Дмитрия Медведева на территории Московской области из-за сложной ситуации с природными пожарами введен режим чрезвычайной ситуации, региональный оперативный противопожарный штаб обращается к жителям Московской области и гостям Подмосковья с просьбой и требованием воздержаться от посещения лесных массивов», — говорится в сообщении пресс-службы губернатора региона Бориса Громова, поступившем в Интерфакс.

В сообщении отмечается, что причиной подавляющего числа возгораний в лесах и на торфяниках является человеческий фактор, или, «говоря прямо, безответственность тех, кто в условиях аномальной жары разжигает в лесах костры, бросает непотушенные окурки». Власти предлагали противопоставить  подобным безобразиям «организованность и четкие действия сотрудников органов правопорядка, лесной службы, добровольных пожарных дружин, местных органов власти, а самое главное — наше общее неравнодушие».

Оказывается, аккредитация введена для обеспечения безопасной работы журналистов на пожароопасной территории и во избежание несчастных случаев среди представителей СМИ. Разрешением на проведение видео- и фотосъемки на территории Московской области является аккредитация журналистов, которую проводит пресс-служба подмосковного ГУ МЧС России при содействии информационного управления Министерства по делам печати и информации Подмосковья.

Между тем сообщения о пожарах по-прежнему напоминают фронтовые сводки. Как сообщил зампред правительства Московской области Владимир Жидкин, больше всего от торфяных пожаров пострадали Шатурский, Орехово-Зуевский, Луховицкий, Коломенский и Ногинский районы. Ограничение работы журналистов, на первый взгляд, кажется вполне объяснимым: власть заботится об их здоровье и жизнях. Однако появляется опасение, что правду о масштабах бедствия теперь будет узнать гораздо сложнее, если вообще возможно. Уже сейчас основные телеканалы страны замалчивают истину, ограничиваясь скудными репортажами.

Можно увидеть в распоряжении об аккредитации стремление не только избежать паники, неизбежной при осознании истинного масштаба происходящей в стране катастрофы, но и очередную попытку чиновников уйти от ответственности за неподготовленность к оперативной ликвидации пожаров.

Комментирует Кристина Кононова, сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Московской области

Аккредитация журналистов, желающих провести фото- и видеосъемку пожаров, проводилась и до введения режима чрезвычайной ситуации. Однако тогда мы не имели права запретить представителям СМИ осуществлять их деятельность. Теперь у нас такое право появилось.

Дело в том, что на подъездах к местам пожаров стоят сотрудники ДПС и преграждают проезд в опасные районы всем, в том числе и представителям СМИ. И журналисты, которых подобным образом остановили, начинают звонить нам, просить как-то помочь проехать к месту пожара, чтобы пофотографировать. Но мы не в состоянии добиться этого на расстоянии.

Поэтому сейчас и введена обязательная аккредитация. Представители СМИ высылают нам официальное письмо с просьбой проехать в то или иное место, и один из наших сотрудников едет вместе с ними, чтобы милиция журналистов пропустила.