Барон Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), дипломат при доме правящей династии Габсбургов
«Аномальная жара, охватившая Россию, — беспрецедентное явление за последнюю тысячу лет, — рассказал вчера журналистам руководитель Росгидромета Александр Фролов. — Наблюдения за погодой в России ведутся уже на протяжении 130 лет. Но, исследуя архивные данные, можно отметить, что такой жары не было на территории России по крайней мере тысячу лет».
Комментарий читателя «Особой буквы» Андрея Максименко
Главный российский метеоролог ошибается. Предлагаю вашему вниманию цитату из книги «Записки о Московитских делах» (или, как еще иногда ее переводят, «Записки о Московии») барона Сигизмунда Герберштейна, австрийского посланника:
Иногда такой сильной стуже соответствует и чрезмерный зной, как это было в 1525 году; когда чрезмерным солнечным жаром были выжжены почти все посевы. И следствием этой засухи явилась такая дороговизна, что то, что раньше покупалось за три деньги, впоследствии покупалось за двадцать или тридцать. Можно было видеть, как от чрезмерного зноя загорались очень много деревень, лесов и хлебов. Дым от них до такой степени наполнял страну, что глаза выходящих на улицу получали от дыма сильное повреждение. И от дыма исходил какой-то мрак, который сделал слепыми многих.
Всезнающая «Википедия» сообщает о бароне следующее:
Сигизмунд (Зигмунд) фон Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein, 23 августа 1486 — 28 марта 1566) — барон, австрийский дипломат, уроженец современной Словении (владел местными диалектами, что помогло ему в Московии), писатель и историк. Наибольшую известность как в России, так и за ее пределами приобрел за свои обширные труды о географии, истории и внутреннем устройстве Московского Великого княжества и царства.
Эти строки барон написал в 1526 году. Если бы наша власть была чуть более информированной, она бы, возможно, придумала, как избежать беды или хотя бы уменьшить ее последствия. В конце концов на дворе не XVI век, а XXI.
А крупные лесные пожары у нас, оказывается, не такая уж и редкость. Главный метеоролог России Александр Фролов должен бы об этом знать.