Свою позицию он мотивирует тем, что экономическая модель конца XX века оказалась несостоятельной, так как привела к мировому финансовому кризису. Экс-президент считает, что такая модель была выгодна, прежде всего, богатым. Бывший глава СССР и ранее критиковал чрезмерное потребление и погоню за высокой прибылью, считая их одной из причин мирового кризиса.
Михаил Горбачев уверен, что в мире появится новая модель, сочетающая в себе элементы капитализма и социализма. Модель, где внимание будет обращено на чистую окружающую среду, хорошо работающую инфраструктуру, образование, здравоохранение и т.д. Однако он отметил, что «заготовленных рецептов» реформы у него нет.
Комментирует Алексей Титков, доцент кафедры публичной политики Высшей школы экономики
Михаил Горбачев выступил перед западной публикой в своей обычной роли. С одной стороны — как заслуженный политик, внесший свой вклад в мировую историю, поэтому имеющий право выступать с такого рода советами перед всем миром. А с другой стороны, как представитель социал-демократического движения и идеологии, рисуя такой образ будущего, которого мы должны добиться.
Я думаю, что в западных странах эта новость будет встречена спокойно, все кивнут головой, но вряд ли она будет руководством к решительным действиям. Если вдруг политикам-социалистам надо будет сослаться на чье-то авторитетное суждение, то они сошлются на Михаила Горбачева, бывшего президента Советского Союза.
Эти мысли о смене мироустройства — в ряду многих. Сейчас политики чувствуют, что такого рода заявления востребованы, вот они их периодически и делают. Западный рядовой слушатель, как и западный политик, не видит в этом ничего из ряда вон выходящего. А в России горбачевское выступление будет встречено, скорее всего, со злорадством. Горбачев ведь уже попытался сделать перестройку, у него не получилось, и теперь он пытается снова — таков русский взгляд на этого политика.
Вообще, восприятие Горбачева внутри России очень отличается от зарубежного. Поэтому понятно, что его выступление ориентировано в первую очередь на западных слушателей. Но, повторюсь, эта новость, хотя и будет встречена там благосклонно, вряд ли приведет к серьезным последствиям.