Содружество

Кирилл Фролов,

заместитель директора института стран СНГ

Мясо-молочная безопасность Белоруссии

Мясо-молочная безопасность Белоруссии
Александр Лукашенко обиделся и не приехал в Москву на саммит ОДКБ
15 июня 2009

В феврале страны—члены ОДКБ подписали соглашение о создании Коллективных сил быстрого реагирования. Этим силам в будущем предстоит обеспечивать безопасность на широких просторах от Белоруссии до Центральной Азии. Планировалось, что в минувшие выходные на саммите организации будут подписаны все необходимые документы, и силы быстрого реагирования станут реальностью.

Однако в самый последний момент стало известно, что Александра Лукашенко на встрече не будет. Свое отсутствие президент Белоруссии мотивировал «мясо-молочным» противостоянием с Россией, которое он считает подрывом экономической безопасности своей республики.

Кроме бойкота саммита, Минск заявил о «нелигитимности» решений, принятых остальными странами—членами организации в отсутствие белорусской стороны. Это в какой-то мере ставит под сомнения все подписанные соглашения. Москва, в свою очередь, ссылается на то, что «нелигитимность» была объявлена не установленным порядком, и подписанные документы имеют силу.

Несмотря на старания сохранить внешнее спокойствие, очевидно, что демарш Александра Лукашенко сильно разозлил Кремль. Как сказал высокопоставленный сотрудник Администрации Президента России корреспонденту одной из российских газет, «кое-кому надоело быть президентом» Белоруссии.

Комментирует Кирилл Фролов, заместитель директора института стран СНГ

Я не теряю надежду на то, что белорусская сторона просто набивает себе цену. И ситуация вокруг саммита ОДКБ — демонстрация обиды. Таким образом Минск рассчитывает получить в организации более весомую роль и какие-то льготы. Реакция чисто эмоциональная. Если бы Лукашенко имел реальное намерение уйти, он бы не стал говорить о легитимности. А поступил бы как Ющенко — просто отказался бы принимать любое участие в переговорах о коллективной безопасности, и все.

Что делать в этой ситуации? Ставить вопрос ребром: вместе или порознь. Если две страны все же примут решение двигаться дальше вместе, то уступки должны последовать как с одной, так и с другой стороны. Москва должна предложить Минску большую взаимную интеграцию и роль в принятии решений, управлении Союзным государством. Белорусской стороне, в свою очередь, следует начать вести себя более ответственно.

Поворот белорусов к Западу кажется мне маловероятным. Сам Александр Лукашенко прекрасно понимает, что на Западе его постараются использовать в своих целях. А о том, что ждет лидеров «проблемных» государств, заключивших с Западом подобные сделки, красноречиво свидетельствует пример Милошевича. Лукашенко все это прекрасно понимает и вряд ли выберет подобную судьбу.