Свой визит в Белоруссию еврокомиссар по внешней политике Бенета Ферреро-Вальднер планировала давно. Приехать именно сейчас чиновника ЕС побудили «молочная война» между Минском и Москвой и личная просьба Александра Лукашенко. Президент Белоруссии в ходе вчерашней встречи заявил, что, несмотря на позицию России, он настроен на расширение и углубление отношений с Европой.
Бенета Ферреро-Вальднер, в свою очередь, назвала пять условий, при соблюдении которых возможно развитие двусторонних отношений. Белоруссия должна провести реформу избирательного права и привести его в соответствие со стандартами ОБСЕ. Александр Лукашенко должен обеспечить большую свободу слова в стране, улучшить законы, касающиеся деятельности неправительственных организаций, и решить проблему политических заключенных.
Однако главным вопросом переговоров стала экономика — в обмен на свою лояльность и отказ от близкого сотрудничества с Москвой Минск старается добиться от Европы выделения кредитов.
Покупка полулояльности президента Лукашенко за несколько миллиардов долларов не устраивает уже европейскую сторону. Госпожа еврокомиссар выдвинула свои условия предоставления Белоруссии кредита ЕС: Минск должен продать европейским инвесторам ключевые промышленные объекты — нефтеперерабатывающие заводы и объекты калийного месторождения.
Ранее сообщалось, что главной причиной молочной войны стал отказ Александра Лукашенко от выполнения ранее достигнутых договоренностей по продаже российским инвесторам некоторых предприятий молочной промышленности Белоруссии. Таким образом, и Москва, и Европа предложили Минску одинаковые условия получения кредитов — деньги в обмен на белорусские предприятия. В этой ситуации у президента Лукашенко, защищающего национальные интересы страны, не остается пространства для маневра.
Комментирует Александр Крутов, президент Международного фонда славянской письменности и культуры
Белоруссия — суверенное государство и вправе вести внешнеполитическую деятельность как хочет. Рассматривать подобные действия как предательство дружбы с Россией неправильно. Сама Россия тоже обращается за помощью в различные международные организации. Сейчас Белоруссия находится в трудном положении и рассматривает различные варианты выхода из кризиса. С другой стороны, сам факт такого обращения — событие знаковое.
Если один человек понимает, что в ответ на свои дружеские чувства и действия он не получает от другого ничего, то он ищет другие варианты. То же делает Белоруссия.
Жаль, что между двумя союзным государствами, где живет один народ, возникают проблемы. И проблемы эти не духовного, а меркантильного характера.
В семье между братьями всегда существую трения и разногласия, но они прекрасно понимают, что все разногласия преодолеваются, что база, на которой строятся отношения, нерушима. С моей точки зрения строить отношения с Белоруссией так же, как мы строим отношения, к примеру, с Францией, неправильно. В отличие от России Белоруссия понимает важность союзного государства. И Минск всегда был настроен на укрепление взаимных связей. Но союзное государство так и осталось в основном на бумаге.
Главная сегодняшняя проблема в отношениях с Украиной и Белоруссией — это разделение единого русского народа. Нужно стремиться вновь объединить белорусов, великороссов и малороссов в один народ. Над этим нужно работать. Только вместе мы сможем выжить и не стать придатком «золотого миллиарда».