Кавказ

Александр Сорокин,

журналист

Грузинские журналисты сами приедут в Москву

Грузинские журналисты сами приедут в Москву
Католикос всея Грузии Илия Второй осудил действия грузинских властей, не пустивших в страну двух российских журналистов из делегации, представлявшей общественную комиссию по урегулированию гуманитарных последствий грузино-российского конфликта
7 сентября 2009

Запретив главному редактору «Известий» Владимиру Мамонтову и ведущему Первого канала и члену Общественной палаты РФ Максиму Шевченко въезд в Тбилиси, Саакашвили продемонстрировал всему миру, что он против урегулирования конфликтов на Кавказе и в первую очередь в Грузии. 

Напомним, делегация прилетела транзитом из Еревана, поскольку прямого сообщения между Москвой и Тбилиси нет с 2006 года. Представитель погранслужбы, который не представился, заявил, что Шевченко и Мамонтов не могут быть пропущены на территорию Грузии в соответствии с 12-й статьей неназванного им закона. Официального комментария от грузинских властей не поступило, но грузинские СМИ со ссылкой на источники в органах власти сообщили, что главная претензия к российским журналистам заключается в том, что господа Шевченко и Мамонтов пересекали границу Южной Осетии и Абхазии.

В Тбилиси планировалось проведение совместной конференции общественной комиссии, в ходе работы которой предполагались также встречи с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым, вице-спикером парламента Русудан Кервалишвили, лидерами оппозиции Леваном Гачечиладзе, Нино Бурджанадзе, Шалвой Нателашвили и другими. 

Инцидент произошел почти в предвоенной ситуации, которая обострилась в связи с действиями грузинского флота. Еще в середине августа грузинские власти задержали турецкий танкер Buket, который направлялся в Абхазию с грузом топлива на борту. Капитана судна обвинили в контрабанде и нарушении государственной границы Грузии и приговорили к 24 годам тюремного заключения. Танкер вскоре будет выставлен на аукцион.

Ранее власти Грузии заявили, что будут задерживать торговые суда, направляющиеся в абхазские порты. Президент Абхазии Сергей Багапш в ответ отдал приказ ВМФ республики уничтожать грузинские корабли, нарушающие абхазскую морскую границу. Грузия пообещала в случае каких-либо действий против грузинских моряков со стороны Абхазии обратиться за помощью к международным организациям. В свою очередь, Россия предостерегла власти Грузии от захвата судов третьих стран у побережья Абхазии, заявив, что береговая охрана ФСБ РФ совместно с абхазскими пограничниками обеспечит безопасность судов, заходящих в территориальные воды Абхазии. 

Сейчас ведутся переговоры о возможной встрече во Владикавказе патриархов всея Руси и всея Грузии. В выходные стало известно, что руководители ведущих грузинских СМИ готовы сотрудничать с российскими коллегами. Они считают важным донести позицию грузинского общества как об отношении между нашими странами, так и об отношении к Абхазии и Южной Осетии. Грузинские журналисты собираются работать со своими властями, чтобы показать, что представители общественной комиссии «совсем не страшные».

Комментирует Александр Сорокин, журналист

Саакашвили ведет себя неразумно — не понимает истинного соотношения сил, не оценивает трезво возможности тех, с кем спорит. И на мой взгляд, это непродуктивная политика. Можно быть очень маленьким и гордым, но голову на плечах все же иметь. Есть такая песенка: «Мы бы всех их победили, только нас не замечают». Для Грузии было бы полезнее, если бы она все-таки с большим уважением относилась к России, а нам нужно более умело, более тонко вести свою политику. Ведь предотвращение конфликта больше зависит от позиции сильного. В наших силах дипломатическими мерами воздействовать так, чтобы конфликт опять не перешел в открытое вооруженное противостояние. 

Почему в августе прошлого года наша дипломатия не сумела предотвратить эту войну? Российское руководство заявляет, что не заинтересовано в ней. Но я не вижу причин, которые могли бы им помешать еще в самом начале предотвратить конфликт дипломатическими мерами. Раз власть не сумела этого сделать, значит, она плохо работает либо все же хочет конфликта. Я думаю, если бы дипломаты работали нормально, если бы российское руководство действительно не было заинтересованно в войне, то можно было ее избежать. Маленькая страна фактически вынудила Россию затеять войну, а большая пошла у нее на поводу.