Военная доктрина

Алексей Грибец,

военный эксперт

Новая инструкция по эксплуатации ядерной дубинки

Новая инструкция по эксплуатации ядерной дубинки
Высшее командование Вооруженных сил РФ приступило к разработке новой военной доктрины. По словам секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, изменения коснутся положений, определяющих основания для использования ядерного оружия.
12 октября 2009

Глава Совбеза пояснил, что необходимо пересмотреть порядок выбора мер противодействия нападению: в какой момент необходим превентивный удар, а в какой — наступательный ядерный. 

Однако, несмотря на нововведения, готовящийся проект базируется и использует положения действующих военных документов. Нынешняя доктрина РФ, принятая в 2000 году, рассматривает ядерное оружие как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности России и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Применение оружия массового поражения разрешено только в случаях ответа на внешнюю ядерную агрессию, а также на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности ситуациях.

По мнению ряда экспертов, необходимость пересмотра российской военной доктрины возникла в связи с принятием осенью прошлого года аналогичного документа в США. Пентагон в лице Командования объединенных сил США подготовил так называемую программу JOE (The Joint Operating Environment — «Среда для действий Объединенных сил»). В ней была сделана попытка заглянуть в будущее и понять, в каких экономических, внешне- и внутриполитических условиях придется воевать американским войскам через четверть века.

Высшее армейское руководство Соединенных Штатов пришло к выводу, что «США больше не могут себе позволить роскошь пренебрежения опасностью применения оружия массового поражения новыми игроками мировой политики». При этом, считают американские генералы, не стоит забывать и о старых «противниках»: «Имея большой и все более дееспособный ядерный арсенал, русские остаются ядерной сверхдержавой, несмотря на демографические и политические трудности…».

Комментирует Алексей Грибец, военный эксперт 

На мой взгляд, действующая военная доктрина не нуждается в переработке. Тем более та ее часть, которая касается вопросов, связанных с применением ядерного оружия. Я не очень понимаю, что сюда еще можно добавить.

По большому счету все это имитация серьезной работы, за которой стоит сугубо политический интерес — убедить «своих» и «чужих», что мы в своем военном развитии не стоим на месте, а постоянно усиливаемся. 

Вряд ли Россия рискнет привести поименный список своих реальных и потенциальных врагов, как это сделали США. Международная обстановка сейчас не та, чтобы Москва могла себе позволить открытый выпад в сторону Америки. Тем более что Вашингтон всячески убеждает нас в своей миролюбивости. Как говорится, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Единственное существенное изменение, которое будет внесено в военную доктрину, — так это добавление положений о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами страны — в соответствии с поправками в закон о Вооруженных силах, которые были сделаны президентом. 

В любом случае это нововведение не понравится США. Раньше привилегия военного вмешательства в дела иностранных государств — «экспорт силы» — полностью принадлежала Вашингтону. Москве явно захотелось почувствовать себя в шкуре «мировой державы» и вступить в конкуренцию с Америкой.