Особая персона

Лилия ШЕВЦОВА,

ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА — ЭТО ИМИТАЦИЯ

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА — ЭТО ИМИТАЦИЯ
Бесконечно укрепляя основы политического режима, власть сама себе роет могилу. Рано или поздно она станет тем нерадивым минером, который случайно подорвет устои. И еще неизвестно, какую цену мы заплатим за этот взрыв.
8 января 2010
Запад желал бы быть соблазненным Медведевым. Желал бы переспать с Медведевым в постели. Это очень понятно. Потому что им надоела Россия, которую нельзя предсказать. Им надоела Россия Путина — жесткая, противная, бьющая соседей. Им хочется чего-то более цивилизованного, приглаженного, мягкого. Вот это якобы мягкое они нашли в «плюшевом» Медведеве. И хотят поверить, что он что-то значит.

Мифы о России

Мифы о России

Очень много клише, мифов, которые мы создаем. Мы — это либералы, эксперты, не либералы. Мы создаем разные мифы о России. 

Мы создаем миф о том, что Медведев, например, либеральный человек. Откуда это идет? Наверное, от каких-то либералов. Есть миф о том, что Россия слабая. О том, что Россия не готова к демократии. Есть миф о том, что Россия сильная. Есть миф о том, что Россия выдержит эту ужасную, дерьмовую экономическую модель. 

И потом приходится говорить, насколько эти мифы адекватны.

Тандем — форма выживания власти в условиях кризиса

Тандем — форма выживания власти в условиях кризиса

Очевидно тогда, когда у Владимира Путина и у его команды возникла потребность найти способ самовоспроизводства, возникла идея тандема. Тандем — это очень умелая, искусная, достаточно эффективная модель сохранения прежних людей у власти и прежнего их лица — Владимира Владимировича Путина. Вот это самое важное про эту модель и про тандем. 

Естественно, не может быть между ними больших различий. Естественно, мы знаем, у кого есть ресурсы в руках, кто все еще держит руку на кнопке. Это все еще наш премьер. 

А Медведев — это достаточно умная и тонкая попытка обмануть свободно мыслящие слои: либералов, прагматиков. Попытка соблазнить Запад тем, что якобы режим меняется. 

То есть это формула выживания российской власти в условиях кризиса. Когда хочется расширить путинский консенсус, включить туда либерально мыслящих людей, даже правозащитников, и доказать Западу, что мы другие. Это смена шляпы в том же третьем акте, где играют те же актеры ту же драму того же драматурга, который пытается удержать аудиторию в зале.

Плюшевый Медведев

Плюшевый Медведев

Очевидно, Запад желал бы быть соблазненным Медведевым. Желал бы переспать с Медведевым в постели. Это очень понятно. Потому что им надоела Россия, которую нельзя предсказать. Им надоела Россия Путина — жесткая, противная, бьющая соседей. Им хочется чего-то более цивилизованного, приглаженного, мягкого. Вот это якобы мягкое они нашли в «плюшевом» Медведеве. И хотят поверить, что он что-то значит. 

Есть там, конечно, и трезвые люди, которые понимают, что Медведев — это имитация. А имитация ничего не значит. И в реальности что-то будет другое. Но пока почти что по российскому классику: «Обманываться рад».

Результатом будет очередное разочарование, когда они увидят, что Медведев тоже может произносить те тексты, которые он произнес в августе этого года, говоря о том, что с Украиной у России очень плохие дела, стоя в черной косоворотке на фоне российского военного флота. Вот вам Медведев. 

Скоро Запад осознает, что это такое. Что это просто продление всего того же, только в другой форме.

Что хорошего сделала власть?

Что хорошего сделала власть?

Если говорить о российской власти и о том, что хорошего она делает, то все зависит от точки отсчета. Если бы я находилась в рамках российской власти, я бы сказала: «Ребята, вы вроде бы делаете все правильно пока». Хотя российская власть, укрепляя себя, роет себе могилу. 

Но так как я нахожусь не в недрах российской власти, даже не в сфере обслуги, а совсем на другом фланге, среди аудитории, противоположной власти, я не вижу ни одного действия либо заявления российской власти, которое бы означало, что она действует в моих интересах, в интересах общества, как я это понимаю. 

Эти действия российской власти не добавляют нам безопасности. Посмотрите на террористические акты — они не добавляют нам уверенности в завтрашнем дне. Посмотрите, что творится с российским бюджетом, — это не добавляет нам уверенности в том, что мы будем жить в дружеском мире. Посмотрите — вокруг все враги. Посмотрите, что делается с бюджетом и с нашим образованием, с медицинским обслуживанием. 

Поэтому у меня нет никаких надежд на эту власть. За исключением одной: что она сыграет-таки роль минера, который подорвет под собой устои. Проблема в том, какую цену мы заплатим за этот взрыв или обвал.